Звуковая терапия: осознанный подход к восприятию звука
Все жизненные формы в мире находятся в состоянии колебания. Когда в процессе колебания происходит перенос энергии – возникают волновые проявления, то есть колеблющиеся системы порождают волны, которые воспринимаются звуком, светом, теплом.
Ещё во времена Древнего Египта было известно, что «ничто не покоится, все движется, все вибрирует». Сей закон был известен как «Принцип вибраций», и заключался в том, что все элементы Вселенной – от атомов до планет и галактик – находятся в состоянии колебания. Осознавая, что всё есть вибрация, воспринимаемая нами в том числе и звуком, древние стремились познать его законы и тайны, тем самым приблизиться к пониманию Мироздания.
Столетиями в различных духовных традициях и религиях мира, звук – в форме мантр, молитв, гимнов богам, церемониальной музыки и песнопений – использовался человеком для достижения возвышенных состояний сознания, а также исцеления души и тела.
Человек и звук
Человек является живым резонатором, реагирующим на звук на различных уровнях: начиная с физиологического уровня, где реакция может проявляться в виде изменений в работе организма, завершая синестетическим — продуцируя рождение (и соотнесение звуков) в сознании с образами, идеями, ароматами. Забегая вперёд, отметим, что одним из практических приёмов работы со звуком как раз заключается в отслеживании личностных реакций на воспринимаемые звучания на каждом из возможных уровней восприятия своей сущности.
Учитывая силу воздействия музыки, естественных природных звуков и искусственно генерируемых частот на организм человека, вполне можно говорить об их использовании в качестве легкого терапевтического средства, способного сгармонизировать состояние человека в целом.
Существует множество исследований, доказавших позитивный эффект на здоровье человека классической музыки, в первую очередь, произведений Вольфганга Амадея Моцарта и И. С. Баха. Также распространённым методом воздействия является терапия звуками природы, то, что может быть названо природной звуковой медициной. Ещё один из методов – прослушивание музыки с определенными частотами и резонансами, который стал популярен во второй половине ХХ века. Отмечу, что большой гармонизирующий эффект приносит этническая и классическая музыка, исполняемая вживую, как и углубляться в звуки природы куда целесообразней на открытом воздухе.
Каждый музыкальный инструмент обладает своим целебным свойством ввиду присущего ему особого частотного диапазона, гармоник, даже, если верить учениям Востока, соотношений природных стихий и принадлежности к сферам космоса. Исторически сложилось, что в сеансах звуковой терапии особой популярностью пользуются гонги, чаши (металлические и хрустальные), а также арфа и некоторые другие инструменты. Безусловно, незаменимым источником вдохновения и гармонизации является и человеческий голос.
Современные научные исследования и разработки как продолжают развивать традицию звуковой терапии, так и позволяют взглянуть на неё новым взглядом. Доктор Джеффри Томпсон, основатель Центра Нейроакустических Исследований (США), использует в том числе и виброакустический метод терапии. Он отмечает, что одни частоты лучше воздействуют на мышцы, другие – на суставы, третьи — на ткани. Метод слуховой терапии французского ученого Альфреда Томатиса представляет из себя систему тренировки слушания с применением определенных сгенерированных частот. Метод доказал свою эффективность на протяжении десятилетий, помог тысячам детей и взрослых.
Метод использования звуковых частот для гармонизации и синхронизации мозговых волн применяется достаточно давно и также показал свою результативность. К примеру, метод Hemi-sync (от «hemispherical synchronization» – «синхронизация полушарий») американского учёного Роберта Монро использует следующий психоакустический феномен: если подавать разные частоты в левое и правое ухо, разница этих частот воздействует на мозг, как если бы это был инфразвук с частотой, равной этой разнице. И под ее воздействием, мозг перестраивает свои собственные электромагнитные ритмы в резонанс с этой частотой.
Согласно исследованием российского ученого П. П. Гаряева, человеческая ДНК – волновая структура, она воспринимает все звуковые колебания, являясь как приёмником, так и ретранслятором волн. Он выводит собственное научное направление «волновой генетики», отмечая, что состояние человека может быть декодировано в звуковые волны, и затем применяться для самонастройки и исцеления.
В каждой культуре народов мира и религиозных традициях существуют свои священные песни и тексты. Примером могут послужить буддийские мантры или христианские церковные песнопения, оказывающие гармонизирующий и очищающий эффект на организм и сознание человека.
Экология звука
Вопрос экологии звука – один из наиболее актуальных для современного жителя большого города и стоит гораздо серьёзней, чем может показаться на первый взгляд. К примеру, исследователи из Австрии выявили, что «шумовое загрязнение», присущее мегаполисам, сокращает продолжительность жизни их жителей на срок до 10 лет. Учитывая установленные в России нормативы, в Москве более 60% горожан живут в зонах с опасным уровнем шума, оцениваемым в 60 децибел в среднем по столице и около ста в метрополитене (при болевом пороге в 120 дБ).
«Акустическое загрязнение» человека поджидает в городе не только на улице, но и в общественных местах, и транспорте, где может транслироваться негативно воздействующая музыка. Человек сталкивается с непрерывным акустическим угнетением, в следствии чего у среднестатистического горожанина включаются два механизма сознания – фильтрации и адаптации, приглушающее тонкое восприятие жизни в целом, и звука в частности. Защитная реакция выражается в попытках абстрагироваться от звуков города и его обитателей. Большинство решают данный вопрос, надевая недорогие наушники, проигрывающие звуковой материал с искажениями, выделяя резонирующие частоты, через которые к тому же всё равно пробивается общегородской звуковой ландшафт. При этом слушатель часто выбирает для себя витальную музыку, направленную на возбуждение центральной нервной системы: так создаётся иллюзия допинга, поддерживающего в городском будничном цикле «дом-работа-дом».
Так человек, сам и не подозревая, становится частью анестетической реальности, в которой перестаёт чувствовать и воспринимать, в том числе и красоту градиентов естественного, природного звукового окружения. Однако при этом звуковая эмпатия никуда не пропадает — сознание и подсознание человека, и, как следствие, организм, продолжает реагировать на звуковой ландшафт внешней среды, просто в более пассивном режиме восприятия. Под звуковой эмпатией подразумевается присущая каждому человеку способность эмоционально и чувственно реагировать на окружающее звуковое пространство. Так как вся жизнь есть вибрация, даже перестав слушать – мы продолжаем слышать.
Звук как проводник
Ранее звуковые события были уникальным и не повторяемым во времени явлением. Однако, с изобретением звукозаписи, возникает хранимый материал со своими характеристиками. При появлении цифровых форматов, характеристики записанного звука никогда не изменятся (в случае отсутствия редактирования), то, что запечатлено в цифровой записи – неизменно. Она сохраняет пространство, атмосферу, в которой звукозапись производилось, даже отражает в себе настроение исполнителей (а при живых исполнениях – и слушателей). Таким образом, звуковой файл хранит определённую энергетику, которая не меняется со временем. Здесь и становится важным осознанный подход к прослушиванию музыки и сохранению личной звуковой экологии, даже, если хотите, звуковой гигиены.
Возможно утвердить следующее: звук – это всегда дверь в новое состояние. Пение птиц или любимая мелодия могут перестроить наше мироощущение в моменте, связывая с воспоминаниями, чувствами, образами. Но звук не только имеет внутреннее воздействие, вызывая личностные реакции, но и обладает «внешней» относительно человека силой, связывающей с пространством, из которого звук исходит. То есть утверждается, что звук обеспечивает трансляцию состояний. К примеру, одна и та же мелодия, записанная, скажем, в студии и на живом выступлении, будет вызывать различающиеся состояния. Воспринимая запись живого выступления, слушатель энергетически переходит в атмосферу и пространство, в которых запись была произведена.
Звук может стать своего рода навигатором, указывая координаты в пространстве-времени, открывая двери для слушателя. А музыкант в данной ситуации – проводник, в руках которого находятся ключи к дверям и пространствам за ними. Когда он выходит на сцену, то заключает некоторый невидимый «договор» со слушателями и несёт ответственность за создаваемую атмосферу, за те двери, которые он им открывает. Как говорилось, всё что в передаваемом знании не соответствует истине – умножится на количество воспринявших это знание. Так обстоят дела и со звуком, просто «знание» здесь в виде звуковых вибраций и передаваемых чувств. Можно сказать, что современная политика наполнения звуковой среды людей – формируется ли она умышленно, или же по несознательности – является одним из методов угнетения и подавления общества: достаточно проанализировать каких «звёзд» продвигают на первый эшелон в современных масс-медиа, и становится вполне ясно, что для массового слушателя открываются весьма ядовитые звуковые регионы. Звуком возможно создать гармонию в обществе и стране, а возможно организовать дисбаланс.
При этом, сам человек – живая библиотека звучаний. Услышанное откладывается как в сознании, так и подсознании личности. Справедливости ради, отметим, что помимо «ядовитой» музыки, в зависимости от разных причин, человек может иметь негативный отклик на вполне терапевтическую музыку и звуки. К примеру, если в детстве у человека была психологическая травма, связанная с водой, то звуки морских волн могут отсылать к той давно прожитой ситуации. Однако, напоминающие о травме звуки порой могут быть эффективны: воспоминания выходят на поверхность, и оказывается, что человек по-новому смотрит на то, что его всегда пугало. Неожиданно он обнаруживает, что шум воды может и успокаивать.
Духовный аспект звука
Человек одновременно является как субъектом восприятия звука, так и транслятором – излучателем. Одно связано с другим: внешняя звуковая среда отражается на внутреннем состоянии, внутреннее состояние позволяет создать резонанс с проявлениями внешнего мира. То есть в нашей жизни происходит ровно то, каким спектром частот мы «звучим».
Если мы рассматриваем мир как поле вибраций, то и более осознанно подходим к собственному «звуковому ландшафту», осознавая наше «звучание» и воздействие вибраций окружающей среды на наше существо. Звук может нести исцеление, звук может разрушать. Может стать инструментом управления жизнью, помочь раскрыть способности и наработать качества, а может стать причиной жизненных неудач.
Можно дальше развить множество идей и теорий касаемо природы вибраций и их отражений в виде воспринимаемого нами звука. Выделю несколько – для размышлений.
Во-первых, существует теория о поле «чистых звучаний». Она предполагает, что каждое «нечто» проявилось в этом мире из этого изначального поля. Соответственно, за любым предметом, который мы видим, находятся особые состояния и энергии, которые «опредметились» в этом предмете. Наблюдая за объектами, мы можем приблизиться к пониманию «вещи в себе», если настроимся на восприятие сути, которая уже выразила себя определенной формой.
Во-вторых, любое пространство, возможно и временное событие, имеет собственное «звучание». Исследуя науку акустики, мы обнаруживаем, как изменяются свойства возникновения и распространения волн в различной среде. Говоря о пространстве, оно обладает своим «внешним» аспектом – распространяющимися в нём вибрациями, так и «внутренним» – та самая суть, первопричина, «чистые звучания», сформировавшие пространство. Когда мы находим «музыку об этом» – то попадаем в соответствующее пространство. «Место» – просто внешнее отражение человека. Реальность всегда отражает текущую сумму твоих звучаний. Можно брать изнутри то, что любишь, из самой глубины сердца – оживать, подниматься, напитываться, и когда насыщение завершено – оказываешься тем, у кого это уже есть. Таким образом, ты в городе, и ты у берега океана – это не два разных места у одного тебя, это два разных тебя.
В-третьих, продолжая идею предыдущего пункта, можно сознательно работать с «библиотекой звучаний», которую каждый человек формирует в течении жизни. Это не только уже собранный багаж, но и огромное поле для исследований. Что происходит, если я «вписываю» в своё подсознания ту или иную мелодию, запуская её во внутренний мир? Как отличаются «звучания» одного человека от другого? Как звучит утренняя роса на восходе солнца? Какие звучания, частоты окружающей среды или собственных воспоминаний я могу извлечь для текущей ситуации?
Стоит так же помнить, что воздействие на любую систему возможно при наличии (или стимулирования возникновения) в ней колебательных явлений. Воздействие оказывается либо при наличии резонанса (в жизни это проявляется, к примеру, как личностная психоэмоциональная реакция на человека или событие), или если одним частотам свойственно модулировать другие; либо в случае пространственно-временных преломлений. Из вышесказанного возможно сделать следующий вывод: для сохранения внутреннего спокойствия и гармоничного движения в потоке жизни, необходимо, во-первых, чтобы часть колебаний затихла вовсе – тогда и отсутствует то, что возможно модулировать; во-вторых – минимизировать пространственные искажения – то есть ограничить время нахождения в пространствах, в которых внешняя среда неблаготворно звучит и воздействует на человека; в-третьих – установить резонанс со своей внутренней природой, не избегать возможности заглянуть внутрь себя, ибо сказано – «познай себя».
Таким образом, сознательный подход к звуку может быть одним из важнейших компонентов обретения себя в качестве гармоничной и уравновешенной личности.
Исходя из более чем десятилетнего опыта исследований в области звука и звуковой терапии, понимая значимость и возможности звука в трансформации личности, мной был создан музыкальный проект Ephilion. Все знания о природе звука я бережно закладываю в музыкальные композиции своего проекта, которые возможно прослушать на официальном сайте. А дорогому читателю пожелаю удивительного трансформирующего опыта в бескрайнем мире звука!