Йога осознания: как открыть сердечный центр и к чему это приведет?

Йога осознания: как открыть сердечный центр и к чему это приведет?

Когда люди приходят в практику, у многих возникает желание поработать с такой любопытной штукой, как сердечный центр – благо в кундалини-йоге есть огромное количество крий и медитаций, посвящённой работе с сердцем. Потому что жить с закрытым сердцем – это жить наполовину. Этого никто не хочет.

При этом как-то упускается из виду, что открытое сердце отнюдь не всегда будет переживать радость, любовь, сострадание и прочие социально одобряемые и просто приятные чувства. Открытое сердце будет переживать всё, что в нём рождается. В том числе: обиду, страх, гнев, ненависть, зависть. Полный набор того, из чего состоит палитра наших чувств. Проживать по-честному, без дураков. Этого тоже никто не хочет. Вот блин!

Часто скрытый запрос клиента можно было бы озвучить так: «А можно у меня будет открытое сердце, но при этом я буду чувствовать только хорошее, и ещё пусть мне никогда-никогда не будет больно?» И вот что тут сказать? «Нет, нельзя, покуда не просветлеете»? Нет, так нельзя говорить. Звучит как-то грубо. Тем более, что я сама, приходя в йогу, имела ровно такой же скрытый запрос: «Пусть я буду чувствовать только любовь, и пусть мне никогда не будет больно». Это мой старый запрос, и поэтому я так остро реагирую, когда вижу его в других. Буквально как фокстерьер на крысу.

А как тогда сказать?

«Вы знаете, если человеку никогда не больно, то, вполне вероятно, он уже помер?» Тоже не годится. Это во мне говорит природная ядовитость, а человеку она никак не поможет.

Поэтому я помалкиваю и смотрю, как разворачивается процесс. Вынуть свои узловатые лапы и придержать их при себе бывает намного полезнее, чем пытаться ими что-то впопыхах разруливать. Тем более что технология, которую предлагал Йоги Бхаджан, явно мудрее меня. И довольно скоро мне начинают поступать письма: «Я хотела наорать на мужа, меня трясло от злости», «Мне всё время хочется плакать», «Меня бесят коллеги по работе», «Я всё время грущу, сам не понимаю, отчего». Оттого, что это – и есть жизнь сердца в данный момент. Просто от неё долгое время отворачивались, делая вид, что ничего не происходит. Негативные чувства принято гасить, делать вид, что ничего такого внутри не происходит. Мы закрываем сердце, потому что не в силах пережить обиду, предательство, отверженность, горе. Это называется: «Взять себя в руки». На самом деле – «Я выбираю не чувствовать, я не хочу ничего об этом знать». Не знать, что между тобой и мужем, например, растёт стена непонимания, и ты не знаешь, что с этим делать. Или что ты не можешь простить свою маму за то, как жестоко она обращалась с тобой в детстве. Или что тебя невероятно бесит твой сын-подросток.

И на сердце ложится тяжёлая каменная плита, чтобы надёжно похоронить то, что там происходит. Это и называется – жить с закрытым сердцем. Прежде всего – от самого себя.

Жизнь с закрытым сердцем – это одно из проявлений того, что в философии индуизма называется «авидья», или «незнание своей подлинной природы» – одно из главных препятствий к освобождению.

Но сердце – поразительная вещь. Оно не автомат, который можно запрограммировать по принципу «вот это мы чувствуем, а вот это – никогда». Простите за банальность, но человек не властен над своими чувствами (он властен над своими действиями, но это другой вопрос).

Когда сердце закрывается, оно закрывается в том числе и для радости, и для любви, и для полёта. Краски жизни становятся приглушёнными, и даже в разгар всеобщего веселья чувствуешь себя как бы выключенным из него.

Но сердце под плитой по-прежнему живо, и чувства никуда не деваются. И когда мы переводим фокус внимания на сердечный центр, он начинает распаковываться. И вот тут-то начинают вылезать все страшные и сложные переживания, которые мы пробовали похоронить. В этой точке человек обычно говорит: «Знали бы вы, как меня колбасит!» Иногда ещё говорит: «Верните всё, как было, и идите лесом со своей йогой».

И поди объясни, что это и есть – «как было», просто раньше этого не замечалось. И, конечно, можно продолжить заметать мусор под коврик – но рано или поздно куча мусора под ковром станет заметна и будет существенно отравлять жизнь. Поэтому лучше всё-таки сдвинуть коврик и посмотреть, что там. Это тоже – часть процесса. Сесть и слушать, вглядываясь в себя. Принимая то, что есть. В том числе – свои неприятные и беспокойные чувства, своё несовершенство и уязвимость.

И тогда начинается процесс освобождения.

С принятия того, что вся эта тяжесть и чернота во мне тоже – есть.

Это не так просто.

К тому же когда йога предлагает столько инструментов, чтобы стать осознанным, чистым, мудрым, сильным – и вообще самым прекрасным. Но когда мы честны со своим сердцем, поддерживать этот высокий сон о себе невозможно. Потому что реальность слишком настойчиво являет себя. И слава богу: реальность всегда лучше фантазии. Во-первых, она настоящая. Во-вторых, на то, чтобы видеть реальность, требуется намного меньше энергетических затрат, чем на поддержание мифа. В-третьих, она рождает смирение.

С тем, какой ты есть.

С тем, что чувствуешь.

А дальше начинается работа с тем, что есть. Но для начала это самое «то, что есть» надо хотя бы увидеть. Тогда авидьи делается чуточку меньше, а света – чуть-чуть больше. И это – первый шаг: держать фокус на том, что есть, и позволить практике вести тебя дальше.


Екатерина Антропова — преподаватель Кундалини-йоги и телесно-ориентированный психолог: facebook.com

Фото: seavibesyoga/instagram.com