Йога и фридайвинг: точки соприкосновения

Йога и фридайвинг: точки соприкосновения

Несколько лет я занимался фридайвингом, по-честному стремясь к длительным задержкам дыхания, максимальному проныру под водой и максимальной глубине нырка. Но глубина далеко не пустила – оказались сложности с продувкой. Весь энтузиазм перенесся на тренировки в бассейне. Одновременно с этим, меня интересовали не только внешние результаты. К началу занятий фридайвингом я уже 5 лет занимался йогой и дыхательная практика в воде естественно вытекала из моей йогической активности как 4-я ступень по Патанджали – пранаяма.


Фридайвингом, или лучше сказать плавита-садханой, я активно прозанимался пять лет, и все это время и йога (имеется ввиду телесная практика) и плавание с уряженным дыханием и с апноэ (задержка дыхания), как нельзя лучше, дополняли друг друга. Это все равно что для умения хорошо петь, желательно еще уметь играть на музыкальном инструменте, или для того, чтобы хорошо понимать психологию, нужно знать философию и мифологию. К примеру, при проныривании бассейна под водой необходимо чередовать гребки руками и ногами со скольжением с максимальным расслаблением. Те, кто хорошо освоил Шавасану – то есть умение быстро и очень глубоко расслабиться, легко смогут осуществить такое скольжение после движения руками и ногами. Затем снова включиться – сделать гребок и снова максимально расслабиться. Здесь важно понимать, что в отличие от Шавасаны на коврике, расслабление под водой с каждым метром будет даваться труднее из-за нарастающего напряжения во всем теле вследствие усиливающего с каждой секундой желания дышать.

Конечно, и без йоги фридайвер приходит к таким же процессам и умению тотально расслаблять тело и отключать мыслительные процессы. Особенно быстро это как раз и нарабатывается при нарастающем кислородном голодании и повышенном содержании углекислого газа (которое не менее мучительно, чем нехватка кислорода) в ходе какого-либо упражнения на уменьшение количества дыханий или задержке дыхания при движении под водой на расстояние. В этот момент весь наш организм начинает кричать: хочу дышать!, при этом наша сознательная часть знает, что резерв еще есть и пытается успокоить не на шутку разволновавшийся инстинктивный разум.

И вот в таких бескомпромиссных условиях происходит понимание того, насколько мы зависимы даже от одного глотка воздуха и приходит осознавание нашего природного аспекта реальности, как хрупкого баланса между жизнью и смертью. Так же происходит интенсивное развитие потенциальных возможностей тела как энергетического носителя, обеспечивающего физиологические, двигательные и мыслительные процессы. Проще говоря, энергии в теле становится больше. И, конечно, происходит активное развитие воли и частичное укрощение животной бессознательной природы нашего тела – мы становимся немного свободнее от наших инстинктов. Правда, совсем немного. Но и этого становится достаточно для чувства радости от победы над собой.
Дыхательные техники для подготовки к нырку на задержке дыхания, а также само плавание, о котором сейчас идет речь, интенсивно развивают дыхательную и кровеносную системы организма и применительно к нашей теме, идеально подходят для лучшего освоения статических режимов в практике йоги. Фактически, это два одинаковых физиологических процесса, просто направленных на разные цели.

Конечно, в данной теме я рассматриваю плавание на задержке дыхания в прикладном аспекте практики йоги, нежели как отдельное самодостаточное направление физической и социальной активности. Да простят меня фридаверы. Они, конечно, суровые ребята, но не такие как некоторые бескомпромиссные йоги. Да простят меня йоги, которые подумали, что это намек на них.

И все же здесь активно развиваются и волевой аспект и энергетический потенциал всего организма, нарабатываются навыки деконцентрации, расслабления – всё то, что в современной городской йоге осуществляется, на мой взгляд, на порядок слабее и дольше. А при отсутствии грамотной методики не развивается вообще. Тем не менее, с точки зрения развития осознанности плавание на задержке дыхания, как и пранаяма (так же как и асаны), имеет прикладное значение.

Как я уже говорил во фридайвинге в большей степени развиваются навыки деконцентрации. В Хатха-йоге наоборот, более активно развивается умение концентрироваться. В Раджа-йоге эти инструменты сознания объединяются и, если говорить научным языком, то осуществляется целостное восприятие картины мира (я бы назвал это пребывание в гармонии), за счет постоянной концентрации на фоне тотальной деконцентрации. Другими словами, появляется состояние сознания, которое в дзогчене характеризуется как ясность, бдительность и покой.

Дмитрий Матвеев, преподаватель методики Йога23: https://www.facebook.com/guy2be


Фото: Elena Kalis