Йога и аюрведа – есть ли точки соприкосновения?
Вслед за мировым распространением йоги набирает популярность другая древнеиндийская традиция аюрведа. Но из-за поверхностного и чисто утилитарного интереса в общественном сознании складывается неправильное представление о ней. Зачастую аюрведа воспринимается как система фитотерапии (траволечения) или как нечто вроде «народного лечебника», а относительно йоги – как некое дополнение, «прикладной» элемент, к ней.
На самом деле аюрведа – совершенно самостоятельная область знания, уходящая корнями в глубокую древность. Это не народные методы лечения, доступные каждому; испокон веков обучение в области аюрведы занимало немало лет и практиковали ее только специалисты. Это и не траволечение. Конечно, в аюрведе очень широко применяются растительные компоненты, но используются также и минералы, металлы, в том числе и токсичные ртуть, мышьяк, свинец, другие составляющие. Аюрведе также отлично известны хирургические методы лечения, родовспоможение и даже психиатрическая помощь. Если говорить о соотношении йоги и аюрведы, то это, скорее, две параллельные вселенные, чем две стороны одной медали. Общего между ними немного, но, все же, оно есть.
Что общего?
Во-первых, конечно, общая родина. Обе эти системы – наследие древнеиндийской цивилизации. Трудно судить о времени их появления, но предположительно, первые дошедшие до нас трактаты по йоге и по аюрведе появились примерно в одно время: дата создания «Йога сутр» Патанджали примерно 500 г. до н.э., а первые трактаты по аюрведе датируются от 700 до 150 гг. до н.э. При желании истоки этих знаний и намеки на них можно отыскать и в Ведах.
И йога, и аюрведа – это знание о человеке. Целью обеих традиций является помощь человеку и его благополучие (хотя понимается под этим не одно и то же). Согласно преданию, знание обеих традиций было получено великими древними мудрецами от богов, а потом передано людям. Обе традиции неповторимы своей стройностью и целостностью, величием и красотой идей, им нет аналогов ни в одной другой культуре. И в йоге (в хатха-йоге) и в аюрведе даются диетические и гигиенические рекомендации и придается существенное значение очистительным практикам. И там и там существуют практики для омоложения и продления жизни. Но в аюрведе это целый огромный раздел – расаяна, включающий сложные и требующие времени (несколько месяцев) процедуры и специальные препараты. А вот в трактатах по йоге утверждения о том, что некоторые практики возвращают молодость и продлевают жизнь, никак не обоснованы и ничем не подтверждены. Встречается и общая терминология: прана, оджас, теджас, каналы в теле.
Не знаю, насколько правильно называть йогу и аюрведу науками, но им обеим присущи критерии, характеризующие науку: систематизация и классификация, анализ и синтез, методология, понятийный аппарат и терминология и т.д. Но самое главное, что есть общего у йоги и аюрведы, – это общая мировоззренческая основа: обе они базируются на метафизике санкхьи. Санкхъя – одна из философских систем индуизма, согласно которой в основе мироздания лежат два вечносущих, независимых друг от друга начала: Пуруша – дух, изначальное сознание и Пракрити – материя.
В чем разница?
Разница, прежде всего, в изначальных целях и точках приложения знания. Цель аюрведы – поддержание здоровья, профилактика и лечение заболеваний, долголетие. Целью же йоги является преодоление ограниченности человеческого сознания. Для йоги тело не имело большого значения, наоборот, она стремится к растождествлению человеческой личности с ее физическим воплощением. Именно на это направлены все практики, в том числе и практики хатха-йоги, задействующие физическое тело. Предполагаемая польза этих методов для здоровья – лишь побочный эффект садханы. Точкой приложения знаний и методов аюрведы является физическое тело человека. Точкой приложения знаний и методов йоги – человеческое сознание.
Если говорить в терминологии санкхъи, йога ориентирована на постижение и достижение Пуруши, а для аюрведы основополагающим понятием является Пракрити. Поэтому и описание физиологии человека разное. Разница часто скрывается за внешним сходством и общей терминологией. Например, и в йоге, и в аюрведе существует понятие праны – жизненной энергии. Но если целью йоги является подчинение, «обуздание» праны – пранаяма, то целью аюрведы является ее получение из окружающей среды и накопление в теле, предупреждение и восполнение ее дефицита. Поэтому аюрведа не приветствует крайний аскетизм, который приводит к уменьшению праны.
То же можно сказать о каналах тела. В йоге это нади, которые находятся в тонком, а не в плотном физическом теле, и по которым движется прана. В аюрведе каналы – это шроты, а также шира и дхамани, расположенные непосредственно в физическом теле, по которым движутся различные физические субстанции. Аюрведа оперирует понятиями доши, дхату, малы и т.д. В ней нет понятий чакры, грантхи, кундалини. Фактически описание человеческого тела в йоге и в аюрведе совершенно разное, это две несовместимые системы. И если в аюрведическом описании человеческого тела можно найти какие-то аналогии с современными представлениями об анатомии и физиологии человека, то хатха-йогические чакры и т.п. в современную медицину пока вообще не вписываются.
Йога и аюрведа распространялись в разных социальных слоях. Обучение аюрведического врача продолжалось несколько лет, и на это нужны были определенные средства. Поэтому и услуги этих врачей не были бесплатными. Многие аюрведические процедуры и препараты могли себе позволить только очень богатые люди. Комплексы расаяны – омолаживающих процедур – вообще были доступны в основном только для царей. Йогу практиковали преимущественно монахи и отшельники, живущие подаянием, которым аюрведа была просто недоступна. Разница очень заметна в очистительных практиках. Для проведения йогических шаткарм достаточно доступных подручных средств: немного соли, вода, кусочек ткани, а для многих не нужно вообще ничего. Йогин выполняет их самостоятельно, без посторонней помощи. Аюрведические очистительные процедуры требуют дорогостоящих масел, других препаратов, а главное – участия аюрведического врача. Конечно, какое-то взаимопроникновение знаний существовало, особенно в более поздние времена. Об этом можно судить, например, по тому, что
«Хатха-йога Прадипика» говорит о том, что шаткармы нужны лишь тем, у кого наблюдается дисбаланс дош. Но объединения этих совершенно различных систем не было. В среде йогинов развивалась и популярна по сей день другая медицина – натуропатия – искусство борьбы с заболеваниями с помощью простых подручных средств. Например, компрессы из тертой моркови при головной боли и при заболеваниях глаз, обертывание живота мокрой хлопковой тканью и др. Т.е. все намного проще и доступнее, чем в аюрведе. Что же касается асан, то в таком объеме, как они практикуются сегодня, их нет не только в классической аюрведе, но и в досовременной йоге, это изобретение ХХ века. Совместить несовместимое
Несмотря на все различия сегодня йога и аюрведа все больше сближаются. Это стало возможным, потому что современная йога изменила свой вектор на прямо противоположный: позабыв про эксперименты с сознанием, она практически целиком сконцентрировалась именно на физическом здоровье.
Сегодня многие западные специалисты в области аюрведы интегрируют элементы йоги – асаны, пранаямы, шаткармы – в свою практику. В литературе много информации о том, что та или иная асана или пранаяма уравновешивает определенные доши и т.п. Решать, так ли это на самом деле – удел специалистов. Любая живая традиция должна развиваться и обновляться в соответствие с изменяющимися внешними условиями. Аюрведа, возникшая тысячелетия назад, помогала людям, которые жили совершенно в другом ритме и находились в большей гармонии с природой. Сегодняшнее человечество живет на высокой скорости, подвержено хроническому стрессу, информационно перегружено, вынуждено адаптироваться к неэкологичным условиям проживания. И вовсе не факт, что средства, бывшие действенными много веков назад, останутся эффективными и в новых условиях.
Современная аюрведа подстраивается под современные условия. И если аюрведические врачи традиционно давали рекомендации по питанию, режиму дня, соотношению работы и отдыха и даже по сексу, почему бы им не давать рекомендации по практике асан? Но нужно все же учитывать, что аюрведа – достаточно сложная наука, ею невозможно овладеть, прочитав одну или даже несколько популярных книжек или прослушав курс лекций. Изучать ее нужно серьезно и не один год. Поэтому, если есть желание, включать рекомендации аюрведы в свою жизнь и практику, лучше пользоваться услугами квалифицированного специалиста, не надеясь исключительно на собственные представления.