Йога – это религия?
Общаясь с христианами, я узнала, что людей условно подразделяют на три категории: верующий, сомневающийся и атеист. Находясь в поисках доказательств присутствия Бога, я относилась к категории сомневающихся, но знакомство с различными религиозными конфессиями только лишь усилило мои метания. «Где же Истина?» – я боялась пойти по неверному пути и приостановила свое путешествие, видя, что являюсь белым листом бумаги, на котором каждая религия готова нарисовать свою дорогу к Богу.
Познать себя: тело, ум, дух и душа
Спустя время в мое пространство вошел человек и произнес кодовую фразу: «Кундалини-йога» – от этих слов внутри меня что-то переключилось, словно нашелся ключик, который я искала много лет. На тот момент я не соотносила йогу ни с религией, ни с гимнастикой – йога для меня была больше психологической, чем физической и тем более духовной территорией. Иногда ко мне на занятие приходят люди, которые говорят: «Мы хотим расслабиться». Так и я смотрела на йогу – как на телесно-ориентированную психотехнику, которая через тело подготавливает ум к различным жизненным путешествиям. А если при этом наладится еще и физическое здоровье, то почему бы и нет? Про дух и душу я даже не размышляла, не видев всей глубины йоги. Мой учитель по Хатха-йоге делал акценты только на работе физического тела, а преподавателей по Кундалини-йоге в моем регионе не было, что вынуждено перевело меня в режим самостоятельного обучения.
Но даже скромная домашняя практика привнесла в жизнь изменения: ушли вредные привычки, сменилось окружение, я научилась больше доверять своему телу, и оно ответило мне взаимностью, стало легче управлять ментальным состоянием и сохранять свой центр во время эмоционального шторма. Но самым главным эффектом от практики было осознание того, что Бог Есть, причем не просто верование, а внутреннее знание – я сотворена в Боге, «Я Есть!»
Как так получилось? Занятия йогой помогают услышать и принять свои эмоции, заново открыть тело и заботиться о нем, а осознанное дыхание в сочетании с мантрой соединяет воедино все механизмы восприятия, и тогда ум из хаотичного состояния переходит к медитативному. И в этот самый момент внутри себя можно обнаружить пространство, в котором живет душа. «Когда Бог отправляет душу в путешествие воплощения, она спрашивает Его: «Как смогу помнить Тебя, как могу оставаться с Тобой на связи?» И Бог дает ей ум, МАНАС, со словами: «Это позволит тебе быть настолько близко ко мне, насколько ты захочешь!» – рассказывал Йоги Бхаджан. Для меня Кундалини-йога явилась ключом доступа к собственной душе – истинному «я», к осознанию того, что блаженство (ананда) находится внутри меня. И тогда уходит стремление к внешним временным источникам удовольствия, а отношения с материальным миром выстраиваются по-новому.
Доверие истинному «я» решит внутренний конфликт
Желая выразить Богу свои любовь и почтение, я решила ходить в Православный храм. В домашних закромах я нашла давно позабытый серебряный крестик и стала регулярно посещать церковные службы. Мне открылся новый мир с благоуханием ладана и теплотой церковных свеч, с колокольным перезвоном и духовным песнопением, с распростертыми в молитве руками и крестным знаменем, с дыханием чудотворных икон и с пламенным, чистым служением Господу. Когда я готовилась к причастию, то выяснила, что Православие воспринимает йогу как чуждую религию, ведущую к погибели человеческой души: от меня требовалось покаяние и отказ от занятий. Но внутри зрел конфликт. Перестать заниматься тем, что приблизило меня к Богу? Но, ведь именно йога придала форму моему религиозному предпочтению и привела в храм! Так, внешняя реальность шла в разрез с внутренней, оголяя тем самым мои страхи и сомнения и ставя передо мной новые вопросы: «Бог внутри или снаружи? Что же такое йога?» Мне хотелось получить ответы, и, как только представился случай, я решила поехать на обучающий тренинг учителей. В социальных сетях поделилась радостью о предстоящей поездке, и первым комментарием было: «Ты едешь в логово сатаны!» – написала знакомая христианка-пятидесятница. Несмотря на то, что занятия йогой дали мне уникальный опыт общения с Бесконечностью, внутри снова зашептались сомнения: «Ведь я плохо понимаю, что такое йога и могу из-за своего невежества предать Бога!» В таком смятении я оказалась на тренинге, и первое, что сделали Учителя – это разделили нас на подгруппы: из мешочка мы брали мантру, чтобы на основе такого «случайного» жребия объединиться в мини-группы. На тот момент я плохо разбиралась в мантрах, поэтому, когда развернула листик, чуть не упала в обморок – там было написано «Са Та На Ма». «Ты едешь в логово са-та-ны!» – эхом пронеслось у меня внутри. Не помню, как среди 180 человек нашла свою группу, поскольку в голове крутилась только одна мысль: «Господи, спаси и сохрани!» Сейчас, вспоминая об этом, я не только смеюсь, но и не перестаю удивляться, насколько умело пространство зеркалит наши слабости, и как же легко отсутствие преданности к своему личному и тонкому знанию (гьян) подменяется страхами и догмами какой-либо интеллектуальной или религиозной системы.
Бог принимает форму Гуру внутри и снаружи
На тренинге не было возможности задать волнующие вопросы напрямую, но произошло большее – общение Сердцами. Сила таких встреч – не только в присутствующих Учителях, но и в группе людей, сознание которых настроено на одну цель – Бесконечность. В таком пространстве истинной любви можно получить ответы на любые вопросы. Возвращаясь домой, я почувствовала, что наслоения уходят, и внутри вместо сомнений раскрывается доверие. И если недавно знакомство с различными религиями пугало, то сегодня страх сменился на любопытство: я прошла обучающий онлайн-курс у пастора пятидесятников, по вторникам хожу на изучение Библии к баптистам, в воскресенье могу вкусить прасад у кришнаитов, а дома иногда читаю суры Корана. И хотя то, чем занимаются евангелисты мне более понятно, все же ближе всех по духу Православие, возможно потому что позволяет лучше ощутить корни предков. Божественно – Безгранично и может принять любую форму. «Если вы не видите Бога во всём, вы не видите Бога совсем» – эта цитата Йоги Джи напоминает мне об одном из принципов пратьяхары, первой ступени Радж-йоги. Для меня религии подобны бриллиантовым граням, отражающим Свет Бога, и я уважительно отношусь к их традициям, понимая, что подобные рамки помогают им сохранить религиозную идентичность.
«Йога – это религия? И да, и нет. В религии вам надо во что-то верить, а в йоге вам надо ощутить то, во что вы хотите поверить», – учил Мастер. То есть в каждой школе йоги, подобно различным религиям, есть свои схемы-традиции совершенствования «я», достижения сознания Христа (Будды, Кришны, Мухаммеда), ананды. С другой стороны, йога – это наука, опирающаяся на личный опыт, а не просто на веру. Именно с этими двумя парадигмами – опытом и верой – столкнулась я, когда с одной стороны получила опыт переживания Бесконечности внутри себя, а с другой – вера, на которую ложилась информация внешних авторитетов убеждающих, что истинное знание приобретается только в пределах религиозной системы. Но йога не принадлежит ни к одной религии, хотя многие религии в своей духовной практике совершают йогу, стремясь соединить индивидуальное сознание с Божественным. Йоги Бхаджан учил, что Кундалини-йогу могут практиковать люди, исповедующие любую религию, а также атеисты. Йога – это наука самопознания, она обладает набором инструментов для работы на разных уровнях: физическом, ментальном и духовном. Каждый может взять из техники, то, к чему открыто его сердце, и обогатить себя.
Практика
Крия Будды и Иисуса (описание крии можно прочитать в комментарии к видео). Эта крия позволит расширить состояние сознания и открыть Сердце, но не для того, чтобы стать Буддой или Христом. Крия может помочь получить опыт переживания Бесконечности внутри себя, что рождает ощущение целостности и преданности самому себе, своему истинному «я».
Примечания:
• Кундалини-йога не является заменой психологической или медицинской помощи.
• Новичкам практику Кундалини-йоги следует выполнять под руководством учителя.
Sampuranjeet Kaur (Юлия Кудрявых) − преподаватель Кундалини-йоги и практикующий психолог. Регулярно проводит психологическую консультативную практику с использованием традиционных и йогических методов помощи, направленных на улучшение взаимоотношений, поиск и раскрытие внутренних ресурсов человека.
Фото: Wari Om