Ум и тело в йоге – кого слушать?
Дисциплина ума – важная штука в йоге. Куда мы направляем своё внимание, туда идёт наша энергия – и, в конечном счёте, жизнь. Поэтому, занимаясь йогой, мы читаем книжки и слушаем лекции, чтобы стать осознаннее. Но на каком-то моменте это перестаёт работать. Это значит, что пришла пора послушать тело.
Работая с помощью кундалини-йоги, часто наблюдаю, как у людей в процессе практики «вдруг» активируются те или иные зоны. Например, «вдруг» начинает ныть поясница или шея, «вдруг» напоминают о себе почки, глаза, кожа.
Случайности, как водится, не случайны. В том, где расположены беспокоящие зоны, просматривается чёткая система. Хотя ум практикующего, как ни странно, её не видит.
Допустим, у человека многолетние проблемы со спиной, а пришёл он с совершенно другим запросом: у него какие-то высыпания на коже. Они его беспокоят намного больше, чем позвоночник, потому что кожу видно, а позвоночник нет. К тому же к болям в спине человек привык, а пятна на теле – это неприятная новинка, которая мешает знакомиться с потенциальными возлюбленными.
С точки зрения психосоматики многие (но не все) заболевания связаны с тем, что телу приходится брать на себя переработку подавляемых чувств. Если заболевание кожи носит психосоматический характер, то практикующий принёс на коврик не только его, но и проблему с контактом как таковым. Кожа отделяет нас от остального мира, и нередко её состояние может многое рассказать о том, как человеку даётся взаимодействие с другими, как у него обстоят дела с личными границами.
В то же время по его телу считываются проблемы с позвоночником, то есть внутренней опорой. Может ли отсутствие внутренней опоры создавать сложности при контакте с другими? Ещё как! Но эту задачу практикующий решать не хочет, говорит: «Давайте лучше пятна уберём, а позвоночник пусть остаётся, как есть».
Почему это происходит? Почему ум может рассказывать человеку множество историй о том, что и где у него в жизни не в порядке, и игнорировать те области, где действительно нужна работа?
Дело в том, что ум (манас) – это гениальная операционная система, которая отвечает за нашу безопасность и облегчает наше взаимодействие с миром. Для этого манас создает устойчивые шаблоны поведения. Например, мы не задумываемся каждый раз, как вскипятить чайник, потому что у ума уже есть алгоритм, и мы делаем это на автомате.
Проблема начинается тогда, когда алгоритм не применим к новой ситуации, а человек продолжает им пользоваться. Например, один мой знакомый, который всю жизнь кипятил эмалированный чайник на газовой плите, как-то раз поставил на огонь электрический чайник. Старая программа вдруг всплыла в мозгу, и это чуть не привело к пожару. Но если с чайником можно разобраться довольно быстро, то в сфере личных взаимодействий всё иначе. Человек может опираться на старые программы годами, быть очень несчастным – но не менять их, так как изменения приведут к перестройке картины мира.
Любые серьёзные изменения в жизни – всегда выход из зоны безопасности и комфорта.
Поэтому можно слушать лекции, штудировать умные книжки, создавать внутри ума красивые и стройные концепции – но когда дело запахнет керосином (то есть реальными изменениями), ум начнёт тормозить процесс. Это вам не палёный чайник – ум очень беспокоится, как бы чего не вышло, и набрасывает на человека сотню иллюзий, лишь бы тот не поменялся. Он говорит: «Это ничего не значит», «Ты устал, отдохни», «Это скучно и лень», «У тебя есть дела поважнее». Поэтому на каком-то этапе пути делается бесполезно накачивать ум теорией: сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.
А вот тело – другое дело. Оно, родимое, вынуждено отрабатывать кучу подавляемых умом сигналов, и неосознанные сигналы боли, вины, гнева и прочего уходят в него. И тогда тело начинает сновидеть о непроявленном: живот – о неперевариваемых событиях, половые органы – о дисбалансе в восприятии сексуальности, глаза – о том, что неотплакано или о том, что невыносимо видеть. И это всплывает в работе. Если человек осознанно идёт в этот процесс, то изменения происходят со всей психофизической системой.
Потому что опыт, который получен на собственной шкуре, уже не проигнорируешь. И это глубокая осознанность, которая способна стать огромным подспорьем в практике.
Сат нам :)