«Тихий» ретрит: почему он вам нужен

«Тихий» ретрит: почему он вам нужен

Знание
|  28 мая 2018

«Много процессов сейчас происходит. Остро захотелось перезагрузки. В глушь, в Саратов не выходит. Пошла на однодневный молчаливый медитативный ретрит. Было сложно. Сложно было убрать ожидания, но в какой-то момент я решила, что я все равно не предугадаю то, что меня ждёт и пусть это будет для меня сюрпризом. 6 часов практики внимательности в тишине. Первые 30 минут я не могла успокоиться. А дальше началось все самое интересное. 

Я стала сначала активным участником, а потом и зрителем драм, обид, комедий и игры, которые разворачивались на глазах у удивлённой меня в пределах моего внутреннего интерактивного театра. Как не удивляться, когда я про себя увидела, заметила, услышала за этот день столько, что никакие книги бы мне не дали про себя узнать. 

Самое интересное было в эти моменты — состояние исследователя и наблюдателя. И оно же было самое сложное, так как первые тысячи порывов — желание остановить все эти ощущения немедленно!. Иногда я чувствовала себя диспетчером сложно-организованной городской инфраструктуры, где каждое ощущение, словно лампочка, которая требует срочного реагирования... А потом затихает.... И так область за областью.

Давать чувствам место и пространство может быть очень полезным для мозга. В момент, когда ты чувствуешь свое сердце, твой мозг не думает... Родились мысли о том, а что будет, если проживать все эмоции и чувства осознанно и так подходить к своим внутренним процессам. Обращая внимание на свои ощущения дискомфорта, возникли осознания, что некоторые чувства боли и дискомфорта — лишь плод ума и моего богатого воображения. Возник вопрос: что есть боль настоящая, а что — лишь наши фантомы?

Спасибо, друзья, что познакомили меня с этой историей и открыли сердце новым возможностям. Как же важно мне было в суете дней, в колесе своей жизни выскочить из него, чтобы понять что-то новое про себя, свою жизнь, свои идеи и свои ресурсы и побыть наедине с собой.»

Это отзыв одного из участников городского ретрита, который проходит в Москве в течение всего лишь одного дня. Тихий ретрит. Всего один день тишины, возвращения внимание к себе, в суете и череде бесконечного потока информации, миллионов вещей, которые ежесекундно конкурируют за наше внимание, бесконечного стресса и усталости.

Обычно под «ретритом» понимается уединение для духовных практик. Уйти в уединение, перезагрузится, уехать подальше в горы, к океану, в ашрам или монастырь, в группе единомышленников, под руководством опытного учителя — сегодня нам предлагается огромное количество таких возможностей. Кто-то выбирает для себя пройти 10-дневную випассану, другие могут поехать на учения к своему учителю, где бы он не находился — в Индии или проводит программу в Подмосковье, паломники со всего мира совершают кору вокруг священной горы Кайлаш. Какой бы вариант мы ни выбрали, это не просто отдых — как правило, это полная перезагрузка. Возвращаясь из ретрита, мы чувствуем себя обновленными.

Что дает нам такое ощущение? Во-первых, это действительно серьезная работа над собой. Мы встречаемся с трудностями и ограничениями нашего физического тела. Когда несколько часов подряд приходится сидеть неподвижно, с непривычки это болезненно. Даже 10 минут такого сидения для неподготовленных практиков, это тяжело. 

Когда мы практикуем хатха-йогу не раз-два в неделю, а ежедневно по несколько часов – телу это непривычно, оно дает о себе знать, кричит: «Мне больно, не хочу!». А завтра мы снова встаем с солнцем и уже на коврике или на подушке для медитации или в пути. Это преодоление. Мы как бы спрашиваем себя: «А что там есть дальше и глубже? Что находится за возможностями и ограничениями моего тела?» Есть такое понятие «освобождающая структура» — когда мы задаем телу структуру, например, неподвижным сидением, то оно вдруг в неожиданных местах начинает проявлять себя то щекоткой, то болью, то напряжением. «Где тонко, там и рвется». И тут же возникает желание освободить себя от этого дискомфорта: сменить позу, почесать, выйти из асаны. Так работает наш ум, наши автоматические реакции.

Можем ли мы остаться в этом ощущении и понаблюдать, что произойдет дальше, направив туда, в это место в теле, все наше внимание? Когда нам удается это, мы совершаем ряд открытий, мы вдруг обнаруживаем, что у нас оно вообще есть — тело. Да-да. И оно проявляет себя, и каждую секунду времени дает о себе знать. Обычно мы этого не замечаем, потому что в повседневной жизни наше внимание занято более важными делами, оно очень редко возвращается к себе. Миллионы отвлечений. И автоматических реакций. Мы вспоминаем о теле, только тогда, когда что-то болит, когда оно уже просто кричит, потому что более ранние сигналы мы не услышали, отмахнулись, не заметили, автоматически отреагировали.

Вторая причина, почему мы бываем так наполнены после ретрита, в том, где находится наше внимание. Путем специальных упражнений и практик мы остаемся вниманием в себе. Не во внешнем мире, ни в прошлом и будущем, а именно здесь и сейчас, в настоящем. И наше внимание не рассеяно и не отвлечено, а максимально сконцентрировано на самых настоящих ощущениях тела. Если говорить о нейрофизиологии, то именно в этот момент в мозге активен «контур прямого опыта», названный так канадским ученым Норманом Фарбом, когда мы воспринимаем и осознаем себя, осознаем то, что с нами происходит и что происходит вокруг нас всеми органами чувств одновременно — в отличие от «заданного контура», который активен по умолчанию все остальное время, когда мы бесконечно пережевываем ментальную жвачку из тысяч бесконечных мыслей в нашей голове.

Когда мы хотим пойти дальше в исследовании себя, мы выбираем ретрит тишины. Здесь нам не на надо тратить усилий на отвлеченные и пустые разговоры, на бесконечное выплескивание потока наших мыслей вовне и получения такого-же потока обратно — это третья причина, почему нам бывает так спокойно и хорошо, почему мы чувствуем себя максимально наполненными после ретрита. 

Замечали ли вы, когда мы больше всего расходуем свое внимание, свою энергию? Даже после практики, проведя в медитации какое-то время, первое, что мы автоматически делаем в перерыве – убегаем вниманием вовне. Вот только что мы сидели, забрав внимание к себе, вот только что бесконечный поток мыслей немного стих и вот звенит колокольчик и …внимание в окно, на стены, к другим практикующим, да мало ли чего интересного есть в этом мире? А что происходит тогда, когда мы начинаем коммуницировать с другим? Именно во время разговоров мы более всего теряем ощущение себя. 

Думаете, наше внимание сосредоточено на другом человеке и мы растворяемся в нем и забываемся? Бывает и так, но обычно мы и нашего собеседника то слушаем невнимательно, в уме мы готовим ответ ему. То есть где мы в этот момент? Точно не в здесь и сейчас. Мы в будущем, представляем, как сейчас возразим или согласимся или скажем что-то свое и в этот самый момент упускаем важные слова, важные мысли, важные смыслы и моменты, а самое главное мы упускаем себя.

Вот простое упражнение на осознанность в разговоре: попробуйте поговорить с другим человеком, оставив часть внимания в себе, например, в ощущении своих стоп.

Когда нам не надо общаться с другими во время тихого ретрита, когда мы сохраняем молчание, наблюдая за своими мыслями, эмоциями, реакциями на ощущения физического тела, именно тогда мы максимально находимся в контакте с собой. И здесь, пожалуй, самой важной является та часть практики внимательности, которая называется безоценочностью. Наш ум привык постоянно критиковать себя за что-то. Это свойственно нашей западной и христианской культуре, нашему воспитанию. Мы боимся совершать ошибки, а совершив – бесконечно виним и критикуем себя за них. Воспитать в себе безоценочное отношение, бесконечное принятие того, что происходит с нами, того, какие-бы эмоции и чувства не захватывали нас в момент практики и каждый момент времени, это не вопрос одного дня, если до этого десятилетиями мы обращались с собой по-другому. Но это может стать частью нашей жизни, доброе и бережное отношение к себе. Это и есть сама жизнь, проявленная через нашу любовь к себе. И мы можем научиться этому. Чтобы стать внимательным к себе, быть готовым услышать свое сердце, мы остаемся в тишине, в медитации.

У нас всегда есть эта возможность, даже не покидая города, перезагрузиться, уединиться для практики медитации и вернуться к себе даже в однодневном тихом ретрите. 

И еще 3 причины пойти на однодневный тихий ретрит:

  1. Углубить и поддержать собственную практику
  2. Когда нет возможности выехать в длительный ретрит
  3. Попробовать и подготовить себя к более длительным программам

Если вы не знакомы с практикой медитации, в Retunsky Yoga Studio проходят регулярные занятия, на которых вы можете познакомиться с практикой и учителями.
www.dayretreat.ru

Фото: dulariyoga/instagram.com
Рассказать друзьям:
Печатать

 
Подпишись на новости от Yoga Journal
и получи скидку в магазине
-10%
Нажимая кнопку «Подписаться», я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности
21947

СЛОВАРЬ ЙОГИ

Смотрите также
Отчет о мероприятии «Место встречи Yoga Journal» Благодарим всех участников и партнеров за то, что были с нами – на высоте.  
Йога Барона Баптиста Путешествие к силе освобождения
Как создать гармоничные отношения Медитация для создания гармоничных отношений
Главные враги ваших стоп Вредные привычки, от которых стоит избавиться
Астрологический прогноз на неделю (с 20 сентября по 26 сентября). Основывается на индийской системе (Джйотиш).
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход