Танцевать со своими драконами

Танцевать со своими драконами

На первую сессию − занятие Саши Дудова по Aпнеа-йоге при всей моей любви и к Саше, и к задержкам дыхания − не иду. На дизайн-завод «Флакон», где проходит VII Конференция Yoga Journal, приезжаю к 12-ти.

Надо отдать должное Yoga Journal: организовано все на высоком уровне. Ресепшн, где нет толпы, приятный маркет, чилл-аут зона, где можно поваляться на бин-бегах или большом мягком матрасе, основной зал — в одном корпусе, два других зала и кафе «Фреш» − в другом, идти в который надо через улицу, но по весьма увлекательной территории.

Москва, конечно, на шаг впереди от Питера по количеству интересных и креативных мест. Меня окружает множество концептуальных магазинчиков, лавок и, не побоюсь этого слова, бутиков, где продается все для рукоделия и творчества, а также арт-кафешек и прочих интересностей типа вот такого троллейбуса, въехавшего в стену. Вид которого сразу напомнил мне о том, что и в практике йоги, и самое главное в жизни не стоит превращаться в железное рогатое транспортное средство, таранящее кирпичные стены на своем пути. Иногда чуть больше гибкости во взглядах и любви к себе, а следовательно и к другим, позволяет нам продвинуться гораздо дальше в том, чем мы занимаемся. Будь то очередная асана на коврике, бизнес-проект или поддержание благополучной атмосферы в семье.

Ммм, пожалуй, пора на урок. Начать свой день я начала с рок-йоги в исполнении красавца Эрика Паскела.

Эрик в джинсах и майке, подчеркивающей его бицепсы, с кубиками на животе бодро проговаривает переходы из верхнего упора в собаку мордой вниз, которые мы выполняем под прекрасный микс из Prince, Michel Jackson, Verve, Queen и Rolling Stones. Я не могу сказать, что урок как-то сильно впечатлил меня. Просто хороший качественный work out. Но вот за что я снимаю шляпу перед Эриком, так это за то, что он не боится. Делать то, что он считает нужным и так, как ему нравится. Да, он попсовый и возможно не слишком глубокий. Но он − необычный и он − настоящий.

Я сама периодически занимаюсь йогой под плейлист с названием «Mash up», куда вместо набивших оскомину индийских мантр и порядком наскучившей Девы Премал входят Crazy P, Dub FX, Pink Floyd, а то и вовсе какой-нить рэп типа Vanila Ice. Ну что же, пожалуй, как-нибудь, я поставлю его на своем уроке.

После хорошей разминки с Эриком выхожу в маркет-зону. Общаюсь со знакомыми и не очень людьми. Примеряю сережки и бусы, разговариваю с ребятами со стенда аюрведических товаров, хожу босиком по коврику-релаксатору и выбираю коврик для йоги, который соседний стенд предлагает взять на тест-драйв.

Выхожу на обед и смотрю как организована вторая часть пространства. Отдельный вход. Просторные залы для занятий на втором и третьем этажах. На последнем — кафе. Моя неискушенная провинциальная душа не перестает удивляться столичному ценообразованию: три листа салата и две фасолинки мне предлагают купить за 430 рублей, а за два сыроедческих хлебца толщиной с папиросную бумагу с чайной ложкой хумуса просят 270.

Впрочем, может и к лучшему, что мне не удалось толком поесть. Впереди урок с Аной Форрест. Я много у кого занималась и много где была. И на этот очередной в своей жизни урок йоги иду без каких-либо ожиданий, но и без опасений. Про Ану я что-то слышала, прочла пару интервью, но по-настоящему, я конечно, не знала о ней ничего. Поэтому я просто захожу в зал. Просто расстилаю коврик. И просто начинаю заниматься.

Первый урок называется «Наблюдая трансформацию». Ана предлагает в самом начале выбрать в своем теле то «местечко» (spot), которое меня чем-то беспокоит. Это может быть что угодно. Колено, мозг или тазобедренный сустав. Выбираю травмированный лет семь назад правый плечевой сустав, который я вывихнула при неудачном спрыгивании с дерева в попытке удивить какого-то мальчика. Мальчик и правда сильно удивился моему неуклюжему падению с верхней ветки. Позже я, конечно, научилась удивлять мужчин другими вещами, а вот плечо при интенсивных на него воздействиях болит до сих пор.

Глубокое и осознанное взаимодействие с напряженными и болевыми участками моего тела — это то, чему несколько лет назад меня научила Анжела Фармер. Сейчас совсем в другом варианте практики мне предлагает это сделать совершенно другая женщина. Я бы сказала радикально другая.

Упражнения на пресс, некоторое подобие приветствия солнцу, огромное количество вертикальных асан. Дыхание в «местечко» и напоминание расслабить шею каждые три минуты. Класс пролетает незаметно, и в шавасене я замечаю, что плечу стало легче. Как будто я выдавила из него тот стыд падения, неловкость, которую я тогда испытала и запечатала в себе. Я выдохнула из него боль и вдруг почувствовала там свободное пространство. Которое я могу теперь заполнить дыханием. Светом. Любовью. Настоящей собой. И это именно то, чем я занимаюсь с Анжелой, сама, это то, о чем говорю ученикам на уроках. Только в этот раз совсем по-другому.

Второй урок называется «Балансы на руках и перевернутые асаны». Я радостно потираю ладошки. Есть кое-какие балансы на руках и предплечьях, которые мне никак не даются. Не то, чтобы мне надо их сделать во чтобы то ни стало, нет. И спортивного азарта у меня нет. Но есть исследовательский интерес. Что не пускает меня в стойку на руках? Может быть страх? Может быть я не до конца чувствую какие мышцы, как и в какой момент надо включить? Может мне не хватает того, о чем я не имею пока ни малейшего представления?

Начинаем мы почему-то снова с пресса. Серия весьма интенсивных упражнений. Большое количество повторов. Снова ряд вертикальных асан. Потом наконец-то всевозможные балансы на руках и предплечьях с вариациями для начинающих, среднего уровня и продвинутого. И вдруг я ясно чувствую что, где и почему не работает. Чувствую ту часть своего мозга, которая боится, осознаю как именно это происходит. Эта женщина становится мне все ближе и ближе. Она ничего не объясняет моему уму, но она дает прекрасную возможность прочувствовать и все понять моему телу.

На следующий день, в субботу, я пошла на очередной урок к Ане Форрест. «Взращивание сердца воина». Квинтессенцию того, что происходило со мной на этом уроке, Ана чуть позже сформулировала в интервью:

− Я не считаю, что женщина должна быть слабой. Женщина должна быть сильной. Но своей женской силой.
(Вспоминаю Анжелу и наши с ней разговоры о «female power»)
Женщина должна быть сильной, но не должна превращаться в мужчину, — продолжает Ана.
Об этом же говорит и Клара своей ученице Таише Абеляр, если говорить о пути женщины-воина в традиции Кастанеды.
Об этом же пишет моя любимая Кларисса Пинкола Эстесс в «Бегущей с волками».

Сила женщины — в слабости. Но в чем слабость женщины?
Слабость женщины в ее внутренней силе.

После этого класса Аны я не хочу ни с кем разговаривать. Молча одеваюсь и выхожу на улицу. У меня есть час, в течение которого я просто прогуливаюсь по территории завода, внимательно смотрю и глубоко дышу. Дыхание — это еще одна вещь, о которой постоянно говорят и Анжела, и Ана. Вы можете возразить: пранаяма − это вообще четвертая ступень классической аштанга-йоги, о которой написано еще у самого Ого-го-го! Спасибо, я в курсе. Но никакие книги по йоге, учебники, трактаты, никакие индийские гуру и мастера не дали мне того, что мне дают Анжела и Ана. Реальные ощущения. Понимание того, что происходит и как это работает не на уровне идеи, а на уровне моих личных глубоких переживаний.

Идет 9-ый час йоги за два дня. 7-ой из них с Аной. Урок «Возрождение». Несмотря на то, что этот класс посвящен восстановлению, он как-будто еще мощнее, еще глубже. Все очень по-настоящему. Честно. Чисто. Безупречно. При этом легко. Ее улыбка — это не улыбка слащавой девочки, что-то прочитавшей про йогу и вегетарианство и блаженно сложившей ладошки в приветственной мудре «намаскар». Ее улыбка — улыбка, преисполненная самой настоящей, выстраданной любви. К себе и к людям. Ее прикосновения − это прикосновения рук, которые смогли вылечить себя от самых глубоких ран и травм. И ее возрождение − это возрождение в самом прямом смысле слова…

Однако, прежде чем возродиться, надо в очередной раз умереть. Я выхожу из класса, по-прежнему ни с кем не разговаривая. Сажусь на бин-бэг. Меня окутывает жуткая слабость, начинает слегка мутить. Пью много воды. Забравшись в машину, принимаю полугоризонтальное положение и невпопад односложно отвечаю на вопросы, которые мой друг, видя мое состояние, вскоре перестает задавать. В этот вечер мне есть совершенно не хочется, несмотря на то, что кроме фруктов утром я ничего не ела. Доезжаем до дома, я, шатаясь, поднимаюсь в свою спальню. Едва успеваю войти в ванную комнату, как меня начинает выворачивать наизнанку. Пустой желудок сжимается в конвульсиях. Я совершенно ясно чувствую, как из меня извергается горечь непрощенных обид, желчь моей зависти, боль разочарований и многое другое. Желудок ведет себя соответствующим образом. Я чувствую как тело избавляется от эмоциональных шлаков прошлого. Встаю под теплый душ. Я давно не ощущала себя такой грязной. Наверное около часа я не выхожу из под струек воды, чувствуя как тело смывает с себя всю грязь. Выхожу из душа и падаю без сил на кровать. Голову сдавило стальными тисками. Боль такая, что кажется я сейчас начну выть. Я чувствую, как мой мозг выжимает из себя сознание жертвы, жалость к себе, страх и боль. Каждая клеточка моего тела участвует в этом процессе. Давно мне не было так больно и так плохо. Я глубоко дышу, благодарю Бога за происходящее и засыпаю на 12 часов.

Проснулась уже не я. Словно змея в пустыне я скинула очередную шкурку прошлого. Сгорев до тла, возродилась словно птица-феникс.

Каждый и каждая из нас тратит колоссальное количество энергии на создание своих страхов, опасений и переживаний. Мы тратим силы на то, чтобы прятать глубоко свои стыд, обиды, разочарования, боль. Мы тратим силы на идеи о том, что такое правильно и что такое неправильно, на представления о том, как должно жить, на иллюзии, концепции, мысли, слова. Мы тратим силы на создание этой паразитарной конструкции, ее жизнеобеспечение и на борьбу с ней же.

Единственное, о чем мы забываем, на что у нас не остается никакой энергии — это просто жить. Чувствовать. Дышать. И иногда, да, танцевать со своими драконами.