Спонтанная йога: как активизировать прану и пробудить кундалини

Спонтанная йога: как активизировать прану и пробудить кундалини

Хатха-йога — это волевой уровень выполнения асан и пранаям. Он заключается в высвобождении и накоплении внутренней силы (праны). На этом этапе происходит подготовка к переходу на спонтанный уровень. Общая прана хранится в природе, индивидуальная прана хранится в нашем теле, чтобы высвободить ее и активировать, необходим верный подход в работе со своим телом. Асаны – это определенные положения тела, в которых с помощью контроля над дыханием и внутренней сосредоточенности усиливается ток праны. При расслаблении прана высвобождается, при правильном дыхании она накапливается и активизируется в том месте, где находится ментальный фокус. Дыхание есть жизнь, но сам акт дыхания не будет производить долгую и здоровую жизнь, если некоторый ритм и регулирование не будут введены в сам процесс дыхания. Регуляция дыхания в асанах совершается с помощью задержек. На задержке после вдоха происходит пополнение внешними ресурсами (общей праны). На задержке после выдоха активизируются внутренние резервы праны. Асана считается асаной, если есть правильный акцент на дыхании. Асана, которая выполняется без внимания на дыхании, способствует только физическому развитию. Асана со специфическим дыханием будет нести очищающий эффект, который дает возможность подготовить тело к работе в тонком плане.

Недопониманием и главным препятствием в практике хатха-йоги является увлечение только физическим развитием. Физическая культура не освобождает от болезней и не предохраняет от травм. Только огонь йоги (т. е. движение праны) обжигает тело, делая его здоровым и молодым. Это подтверждается в «Шветашватаре Упанишаде»: «Тот, кто обрел тело, которое стало совершенным через огонь йоги, у него нет болезней, старости и смерти» ( 2.12—13). Суть хатха-йоги состоит в осозновании внутри себя праны (жизненной силы). Правильное отношение к предмету йоги, дарует возможность почувствовать эту силу. Йога изучает не физическое тело, а жизненный принцип (прану), который находится внутри этого тела и поддерживает его.

Волевая практика хатха-йоги делает прану сильной и обильной, что является основным толчком для перехода на уровень спонтанной йоги. Пратьяхара является переходным этапом от волевой практики к спонтанной. Здесь заканчивается практика хатха-йоги и достигается состояние полной интроверсии.

Спонтанные проявления могут происходить как в течение жизни, когда человеческое существо действует в унисон со своим внутренним «я» или руководствуется голосом интуиции, так и в практике йоги. С йогой это руководство начинает возрастать, благодаря чему уменьшается вероятность к опрометчивым поступкам и неправильному жизненному выбору. В процессе спонтанной практики управление над телом постепенно передается пране, она освобождает его от контроля ума. Это происходит через физические проявления, например, такие как асаны, мудры, пранаямы и так далее. Тело делается активным, а эти проявления автоматическими. Когда прана начинает освобождаться, ум становится поглощенным наблюдением ее проявлений. Он находит такой интерес к этим праническим выражениям, что начинает исследовать их в грубых и тонких формах.

Высвобождение праны (в йоге этот процесс называется Праноттхана) проходит в три этапа. На первой стадии освобождения пранической энергии происходит слабое ощущение праны в теле. На второй стадии движение праны усиливается. Она набирает силу и начинает гонять по всему телу, входя в конечности тела и области чакр, порождающие различные грубые проявления. Праническая энергия на этом этапе пронизывает все тело как электрический ток. Конечно, прана находится в теле каждого человека, но ее жизнеспособность находится в слабом состоянии. Следовательно, просто существует необходимость ее активировать. Определяющим условием для активации праны являются нравственные принципы йоги — ямы и ниямы, основными из которых – целибат (половое воздержание) и митахара (йоговская диета). Они служат квалификацией к прохождению на следующий этап йоги, управлению и стабилизации праны в Муладхаре чакре, и проявлению Шактичалини мудры и связующих с ней мудр. Все последующие тонкие процессы йоги практикуются под точным руководством опытного наставника или учителя (гуру) через прямой опыт передачи. «После высвобождения пранической силы, практикующий (или садхак) может умело пробудить Кундалини через контроль праны, если он наделен милостью Гуру. Об этом говорится в Шивасамхите, что все чакры и грантхи пронизываются только тогда, когда Кундалини пробуждается через благодать Гуру. Из-за отсутствия милости Гуру или Бога, садхаки, пытающиеся пробудить Кундалини, терпят неудачу. Реальное понимание о Кундалини получают только те садхаки, которые достойны такой благодати». Лучшее средство для достижения пранического контроля является Шактипат (передача энергии). Только после Шактипат инициации можно правильно постигнуть прану и различные процессы достижения контроля над ней.

Препятствием в практике спонтанной йоги есть эгоцентризм, когда садхак думает, что он самостоятельно, сам, без руководства способен взять под контроль прану и пробудить Кундалини. Действительно, с йоговской практикой внутри высвобождается могучая праническая сила, которая вводит в заблуждение тех практикующих, которые не следуют нравственным рекомендациям йоги. Тогда она начинает подпитывать амбиции самоуверенного садхака и такой «гореученик» направляет освобожденную энергию на реализацию своего эго: пытается построить личную йоговскую карьеру, подминая знания йоги под себя и давая им свои имена. Реализованный йог все свои достижения в садхане (личной йоговской практике) преподносит к лотосным стопам своего Гуру или Бога, в этом его отличие от псевдопродвинутых йогов. Те, кто смиренно ставит себя под руководство Учителя, обретают великое благо — допуск к секретным техникам укрощения Ее величества Кундалини.

Чтобы пройти через все эти трудности, учителем дается мантра дикша (посвящение в мантру). Мантра есть начало и венец йоги. Она открывает сердце садхака, наполняя его верой в божественный принцип йоги. Без нее практика йоги становится пустой как холостой заряд. Благодаря мантре проявляется Йони мудра – соединение Высшего Духа с воплощенной душой. Мантра является ключом к Пранапасане (преданности Пране) или Пурна Йоге (Полной Совершенной Йоге).

Более подробное описание пранических спонтанных процессов йоги раскрывает книга «Йога опыты» Свами Раджарши Муни. Эта статья опирается на мой небольшой пятилетний опыт практики спонтанной йоги и находит подтверждение моим Учителем Гурупатом Свами Раджарши Муни, признанным мастером йоги и проявившим Кхечари мудру, которая является свидетельством для прохождения к высшему состоянию Нирбиджа самадхи. А также его Учителем Свами Крипалвананда, известным йогом прошлого столетия, который способствовал распространению и популяризации спонтанной йоги на западе. А также милостью его Божественного Учителя Господа Шивы, воплощенного как Лакулиш.