Советы начинающим преподавателям йоги
Я провела свой первый урок по йоге весной 1990 года. Правда это был даже не урок, а несколько практических занятий в рамках семинара с Индрой Дэви, всемирно известной тогда учительницей йоги, которая была ученицей Кришнамачарьи и преподавала йогу в Голливуде. В то время я работала в одной организации НПЦНМО (Научно-Практический центр нетрадиционных методов оздоровления) при ЦНИИМС (Центральный научно-исследовательский институт медицины спорта) Госкомспорта СССР. Эта организация занималась тем, что собирала семинары по ушу, йоге, биоэнергетике и прочему, приглашала интересных учителей со всего мира, в то время это было нечто необыкновенное, ещё совсем недавно страна была закрыта.
Индра Дэви была уже в преклонных годах, ей было 92 и она не вела практических занятий, а только читала лекции. Надо отметить, что эти лекции производили магическое впечатление на слушателей, Индре Дэви не нужен был перевод, так как она была русской по происхождению, в молодости она играла на сцене и легко устанавливала прекрасную связь с аудиторией. В конце лекции все становились в очередь, чтобы с ней обняться — это было частью программы. Но люди, приехавшие из разных городов нашей большой страны, ожидали практических занятий. По каким-то причинам не приехала девушка — ученица Индры Деви, которая должна была показывать практику. Руководитель нашей организации, Юрий Белоус, в жесткой форме предложил мне провести практические занятия для всей этой огромной толпы людей, и я согласилась.
Конечно, он предложил мне сделать это потому, что я к тому времени уже лет 5 занималась йогой, участвовала в семинарах по йоге, которые проводила наша организация, и буквально за месяц до приезда Индиры Дэви к нам приезжал Фаек Бириа, учитель йоги Айенгара из Франции, и тогда тоже было очень много людей и много часов практических занятий. Я согласилась, сама не знаю почему. Возможно, мне нравилось принимать вызовы такого рода, тем более в то время йога была единственным смыслом и целью моей жизни. Но как построить занятия? Что говорить и показывать? Возникало много вопросов, на которые невозможно было ответить. Не было ни опыта проведения занятий, ни понимания хоть какой-то методики преподавания, не было ничего, кроме молодости (мне было 26), природной гибкости и яростного энтузиазма.
И ещё был чистой воды плагиат. Я решила сделать кальку с занятий Фаека Бириа, который приезжал с семинаром всего месяц назад. Выйдя перед учениками в красных трусах-фонариках, которые мне подарил Фаек, я бросилась в бой. Класс длился два часа, было больше 100 человек, не было ковриков и других материалов (в то время их вообще не было в нашей стране). Люди остались очень довольны, подходили после занятия, задавали вопросы, благодарили...
Я ничего не помню, что я отвечала, не помню, кто были эти люди, но помню только одну девушку, которая во время занятий у Фаека была переводчицей, она подошла ко мне и сказала что-то вроде: конечно, Фаек — лев, но ты выглядела вполне перспективным львёнком. На следующий день состоялось другое занятие — часть 2-я, и все было по той же схеме.
Что я чувствовала во время этих уроков? Ничего! Меня не было, я была проводником, я не понимала, что я говорю, я ничего не помнила потом. Честно говоря, у меня до сих пор так часто бывает после уроков, я иногда даже не помню, кто я. А когда кто-то начинает напоминать мне, что я говорила, я думаю: «Как интересно... Кто это сказал?» А тогда, после моего первого урока, было ещё чувство подъема, полета, я была счастлива, потому что я нашла свое место в жизни, я обрела себя, ведь стать преподавателем йоги было моей мечтой! И я счастлива в своей профессии до сих пор.
Несколько советов тем, кто идёт проводить свой первый урок по йоге:
- Накануне вечером выберите форму для занятий, примерьте её, посмотрите внимательно в зеркало, сделайте пару асан, проверьте, хорошо ли вы выглядите в этой форме? Чувствуете ли себя удобно и уверенно?
- Если у вас длинные волосы, подумайте о прическе, как волосы убрать, чтобы это выглядело красиво и не мешало вести урок. Лицо у преподавателя должно быть открытым, это важно для контакта с учениками.
- Настройтесь на то, чтобы вести себя максимально естественно, но если у вас мало опыта и вам пока нечем поделиться с вашими учениками, возьмите себе за образец какого-нибудь яркого и успешного преподавателя, чей класс вы посещали. Вы можете скопировать его манеру вести занятие, немного сыграть. Только не перегибайте и сделайте правильный выбор. Например, если вы молодой мужчина, не берите за образец пожилую женщину. Выберете себе как объект для подражания кого-нибудь близкого вам по возрасту, одного с вами пола (у меня таких примеров просто не было).
- Составьте план урока заранее. Просто план, в какой последовательности вы будете показывать асаны, что объяснять подробнее, чего просто коснётесь. Наметьте, сколько и на что у вас должно уйти времени, обязательно оставьте время для заключительной части — Шавасаны и перевёрнутых поз или того, что их заменяет. Если вы видите, что времени почти не осталось, а вы ещё где-то посередине, то прервите себя и переходите к завершению. Спокойная заключительная часть занятий даёт ученикам чувство удовлетворения от урока. Для того, чтобы ориентироваться во времени, смотрите на часы.
- Будьте доброжелательны к ученикам, смотрите им в глаза, когда говорите, не поворачивайтесь спиной, не бубните себе под нос, старайтесь говорить ясно и громко, так чтобы вас было хорошо слышно. Улыбайтесь.
- Следите за тем, как меняются лица учеников, если вы видите, что они перестают вас слушать или отвлекаются, выполняя асаны, меняйте ритм урока или верните их внимание как-то иначе, например, покажите какую-нибудь сложную позу сами или, наоборот, дайте ученикам сделать что-нибудь интересное и новое для них.
- Если вы не можете справиться с застенчивостью, представьте, что перед вами не взрослые люди, которые могут как-то вас оценивать и критиковать, а маленькие дети (или котята, в зависимости от того, с кем вам больше приходилось общаться), то есть кто-то очень симпатичный и не способный причинить вам вред. Помните, что мы застенчивы от страха и гордости.
- И, конечно же, посоветуйтесь накануне с более старшим и опытным преподавателем! У меня этой возможности не было....