Зачем нам ритуалы?
«Теперь — похвальное слово индивидуальной рецитации Веды. Индивидуальная рецитация и обучение служат брахману источником радости. Он обретает присутствие духа, становится независимым и день за днем умножает богатства. Он прекрасно спит. Он лучший целитель самого себя. Он владеет чувствами, способностью извлекать радость из одной-единственной вещи, развитием своего ума, славой, выпеканием мира. Его ум, развиваясь, определяет четыре обязанности брахмана: происхождение из брахманского рода, поведение, приличествующее его положению, славу, выпекание мира. И, выпекаясь, мир использует брахмана, соблюдая по отношению к нему четыре обязанности: уважение, дары, неподавление, неуязвимость». Шатапатха Брахмана (XI 5, 7,1)
Эти прекрасно отражающие смысл и содержание ритуала слова приводит в своей книге известный французский санскритолог Шарль Маламуд. Причем словосочетание, выбранное им для названия книги – «локапакти», которое переведено на русский как «Испечь мир», отражает ритуалистические отношения человека и окружающего мира: совершая ритуалы, человек «испекает мир» и «испекается сам». Также можно, забежав вперед, сказать, опираясь на индийскую философию и психопрактику, что человек «приносит себя в жертву себе, чтобы получить нового себя». Как видно из последнего пассажа, жертвоприношение является неотъемлемой частью ритуала. Также следует отметить базовую пресуппозицию мышления «древнего» человека: Единство Мира (Брахмана) и совершающего ритуал (атмана).
Перенеся мысль в «сегодня, протяженностью-с-середины-ХХ века-до-настоящего-момента», обращу внимание на то, что современные мыслители, ученые и философы уже отнесли бы подобное вышеприведенному мышление к магическому (например, Кен Уилбер и его стадии нижнего левого сектора (в порядке возрастания от низшего к высшему): <…> архаический, магический, мифический, рациональный, кентаврический), но при этом и эти ученые (тот же Уилбер), и каждый из нас совершает ежедневные ритуалы, набор повторяющихся действий. И вот здесь есть несколько моментов, о которых следует сказать особо. И через понимание этих посылок мы поймем, что такое ритуал и зачем он нам нужен, а также из чего он может состоять.
Во-первых, не все наши действия, повторяющиеся многократно, являются частью ритуала. Частью ритуала являются только осознанные действия, то есть действия, совершаемые с пониманием того, зачем и для чего они совершаются. В этом отличия от привычки, которая имеет под собой потребностную основу и зачастую приобретается неосознанно путем подражания.
Во-вторых, для ритуального действия необходимо сакральное восприятие совершаемых действий. Иногда ведутся споры о соотнесенности понятий «ритуал» и «обряд», но, чтобы не утопать в лингвистике, ведь наша задача донести смыслы, здесь будем понимать эти понятия как тождественные, где ритуал и обряд станут для нас системой постоянно повторяемых действий, имеющих символическое значение. Само звучание термина «ритуал» мне нравится больше.
В-третьих, задача ритуала – «испечь мир», сделать его, объяснить, сотворить. Если говорить по аналогии с древнегреческим миропредставлением, задача – создать Космос из хаоса, упорядочить мир и сделав его понятным, действовать в нем, согласуясь и сообразуясь внутренне с внешними стихийными проявлениями мира посредством совершаемых действий.
В-четвертых, следует выделить еще одно важное значение ритуала. Его описал в свое время советский невропатолог С.Н.Давиденков. Это значение проистекает из страха человека перед миром и недостатком знаний о нем. «Ранние представления о всеобщей связи явлений в природе давали людям основания полагать, что с помощью некоторых внутренних сил они могут воздействовать на окружающую действительность. Природа в представлении человека являлась некоторой системой сил, на которую можно влиять, совершая то или иное действие. Так, австралиец, спешивший попасть домой до захода солнца, был убежден, что для успешного осуществления этого желания необходимо лишь обломать ветку и определенным образом вставить ее в развилку дерева. Спрашивается, каким образом древний человек, обладавший острой наблюдательностью и основывающий свои выводы на опыте, мог сделаться приверженцем столь нелепого магического ритуала?
В том-то и дело, писал Давиденков, что утверждение о безрезультативности ритуала совершенно необоснованно. Ритуал достигал той цели, ради которой он предпринимался. И здесь следует учесть некоторые особенности высшей нервной деятельности человека. В самом деле, что делает с психологической точки зрения австралиец, который обламывает ветку, для того, чтобы замедлить ход солнца? Он, безусловно, находится в состоянии тревоги. Эта тревога мешает ему двигаться, ориентироваться на местности. И когда этот человек искусственно создает в коре своего мозга новый очаг возбуждения (все равно какой, главное, чтобы он был связан с первым и сам обладал эмоциональной окраской) и использует отрицательную индукцию из этого очага, чтобы уменьшить силу своей тревоги. Тем самым он подавляет чувство мешающей ему тревоги и, следовательно, получает возможность лучше руководить своими действиями, что несомненно улучшает шансы попасть домой до захода солнца».
Вышеописанные признаки и функции ритуала являются далеко не всеми, которыми он обладает. Но наиболее важные моменты мы проясним и перенесем на современную жизнь человека, живущего в России, и подумаем, как можем применить ритуал в своей жизни, каким его можем сделать, создать, и для чего.
Итак, ритуал – это:
– осознанное действие;
– повторяемое действие;
– сакральное действие (это мы поясним уже на современной почве);
– психотехническое действие (действие, влияющее на психоэмоциональное состояние человека);
– упорядочивающее действие.
Возьмем пока именно эти признаки ритуала и перенесем в современную нам действительность. Относительно осознанности и повторяемости скажем позднее и обратим внимание на сакральность сегодня. Эпоха постмодерна и уже даже пост-постмодерна в культуре, литературе, повседневной жизни человека подвела состояние длящейся на задворках его сознания депрессии под его ежедневное существование. Как верно отметил философ археоавангарда Ф.И.Гиренок: «Когда бытие уходит, остается быт». И задушенность этим бытом вкупе с нарастающими темпами жизни, а также девальвацией институциональных форм традиционной российской религиозности – не оставляет, казалось бы, человеку иного выбора, кроме: а) скептицизма, нигилизма и депрессивности, сдобренных грустно-злой ироничностью в форме стёба, пошлой языковой игры и пребыванию в состоянии «прохожего» – человека, у которого аккуратно стирается прошлое, а будущее не обозначено; б) погружения в ставшие модными, массово появившиеся на фоне перестройки и тотального доступа к информации, а также преодолению границ культурного и территориального пространства, нью-эйджевские формы «духовности; в. жизни, благодаря традиционным ценностям, унаследованным от родителей, простым и понятным, вроде дома-сына-дерева, но на фоне непонимания текущей культурной, политической и геополитической ситуации, дистрессовости в форме скоростей жизни, неумения и незнания способов отреагирования стресс-факторов, цейтнотов в плане самоисследования и изучения, а может даже, нахождения смыслов жизни, деятельности, некая форма жизни по инерции.
И вот здесь то, в контексте вышеописанного, и всплывает из темных глубин архаичного бессознательного, фраза Кришны Арджуне: «Когда ни случается так, что приходит в упадок праведность, о Бхарата, и неправедность возвышается, тогда я создаю себя сам». («Бхагавад-гита» 4.7. в переводе В.Г.Эрмана)
Здесь важны слова – «я создаю себя сам».
Первое, что следует отметить, что необходимо уйти от установки «поиска себя». И прийти к установке «создания себя». Самоиспечения, благодаря жертве из самого себя в виде усилий осмысления и, вследствие него, – осознанного, ежедневно-повторяемого действия (вспоминая М.К.Мамардашвили: «Человек – это состояние усилия стать человеком»). Из самого себя (эксплицировано перед этим) – самому себе – новому, поначалу возможному, потенциальному, а в итоге – осуществленному, ставшему, когда и станет возможным ответ на вопрос: «Кто Я?»
«С годами, – читаем мы в одном стихотворении Хорхе Луиса Борхеса, – человек заселяет пространство образами провинций, царств, гор, заливов, кораблей, островов, рыб, жилищ, орудий труда, звезд, лошадей и людей. Незадолго до смерти ему открывается, что терпеливый лабиринт линий тщательно слагает черты его собственного лица». Вернер Гейзенберг, идя с другого конца, неожиданно оказывается в зоне буквально микрофизических потрясений. И ему открывается, что, исследуя Вселенную и ища в ней объективные свойства, «человек встречает самого себя». Странная перекличка, тем более странная, что «согласие поэта и ученого убегает корнями в древнейшие символы мифической космографии, где единство микрокосмоса и макрокосмоса воспринимается через образование человека из частей мира и мира из частей человека» (Э.Кассирер).
Каким же образом вышесказанное реализуется в действительной повседневности?
Человек создает себя в важных сферах собственной жизни:
- Личной, относящейся к самому себе непосредственно. Сюда входят ритуалы заботы о теле: ежедневные гигиенические процедуры, упражнения на укрепление и гибкость тела (асаны), дыхательная саморегуляция (пранаяма), призванная к контролю эмоциональной жизни; упражнения на управление вниманием: произвольное сосредоточение (дхарана), а также рассредоточение внимание, призванное расслабить человека и отрешиться на время от дел, «уйти в себя», в ощущения собственного тела и отдохнуть, сбросить напряжение.
- Семейной. Здесь человек налаживает взаимодействие с кругом близких людей, со своей референтной группой. Осознанно, терпеливо, синтонно.
- Профессиональной. В этой сфере человек совершенствует свои навыки и умения, повышает квалификацию, более глубоко и полно изучает все, что связано с его профессиональным ростом как специалиста.
- Коммуникативной. В этом блоке можно обозначить не только членов семьи, близких родственников, но также коллег по работе, клиентов и всех остальных людей, с кем человек общается в повседневной жизни. Общение строится максимально на дружелюбном взаимодействии, умении брать и соблюдать договоренности, уважении чужого времени, выражающемся в пунктуальности, рассмотрении вопросов по существу.
- Творческой. Когда человек, развиваясь во всех остальных сферах, создает что-либо, вносящее вклад в культуру. Это может быть производный продукт его хобби либо любая другая деятельность, которая ему интересна и от нахождения в которой человек испытывает радость. Деятельность может носить как коммерческий, так и альтруистический характер, а также смешанный.
Указанные сферы выбираются индивидом осознанно, на основании вышеизложенного миропонимания единства и нераздельности его и окружающего мира, имманентности духовного начала и тем пониманием, что этот дух разлит везде. Нет такого места, где его не было бы. Исходя из этого понимания у человека нет вопросов с мотивационно-волевой стороной дела – он развивается с удовольствием, без внутреннего сопротивления, черпая силы в себе и вовне, осознавая иллюзорность границы между последними. Развитие идет безостановочно, изо дня в день, все более упорядочивая жизнь человека, внося все более космоса (порядка) в его жизнь, который заместит собой предыдущий хаос (беспорядок) и темноту непонимания. Психотехническая сторона вопроса регулируется описанными выше средствами йоги (асана, пранаяма, дхарана и их результаты, проявляющееся сразу непосредственно, по мере практики). Укрепляет человека, делает его все более спокойным и уверенным, наполняя смыслом его существование также взятие на себе посильной ноши в каждом деле и умение выполнить взятые на себя обязательства.
Направленные дельфийской максимой, отправимся же в это путешествие: внутрь и вовне, вглубь и вверх, ведомые путеводной звездой познания себя в мире и мира в себе, испекая свой мир.