Редактор YJ Ольга Казак. О йоге для глухих. Часть 2.

Редактор YJ Ольга Казак. О йоге для глухих. Часть 2.

Знание
|  30 мая 2013

kazak.jpg

Так получилось, что история с йогой для глухих имела продолжение.
Счастливое.
После опубликованного в блоге Yoga Journal интервью с неслышащей сценаристкой Полиной Синевой на тему «в чем, как ты думаешь заключаются особенности йоги для глухих?» мы решили организовать бесплатный урок в Студии йоги на Арбате.

Для записи учеников и знакомства с ними был открыт специальный электронный адрес deafyogins@gmail.com. На занятие записалось больше 30 человек. Пришло около 25.

IMG_20130527_154541.jpg

Не взирая на то, что Студия пригласила на мастер-класс переводчика жестового языка, конечно же я волновалась! Еще бы − не каждый день к нам приходит столько неслышащих людей одновременно! И это значит что нужно полностью перестроиться: забыть, что существует мир явных звуков и каждую секунду думать о том, как стать понятной конкретно этой группе людей.
Это была трудная, но амбициозная задача. Мне хотелось сломать существующие стереотипы, в первую очередь мои собственные, а во вторую те, которые сложились в сообществе неслышащих. Еще в интервью Полина рассказала, что глухие не ходят в общие классы, потому что боятся остаться непонятыми и при этом хотят получить от учителя как можно больше информации о том, как выполнять асаны, как работать с телом, как дышать в позах.

IMG_20130527_154307.jpg

Конечно же, нам пришлось отчасти «сломать систему» проведения уроков. В первую очередь мы усилили визуальный момент. На уроке присутствовали три преподавателя: один показывал и объяснял, двое других показывали позы сбоку и сзади. А в центре, под статуэткой Патанджали стояла прекрасная Лилия − переводчик жестового языка.

IMG_20130527_154120.jpg

Перед уроком глухие предупредили нас, что мы можем бесстрашно к ним прикасаться, чтобы объяснить как работает тело в позе. И действительно, это оказалось очень важно и помогло не только растолковать многие сложные моменты, но и быстрее найти общий язык. Надо сказать, что в классах, где собираются слышащие представители мейнстрима йоги, прикосновение учителя часто воспринимается как шпионская попытка перейти границы личного пространства конкретного ученика. В классе йоги для глухих этого не было.

IMG_20130527_154444.jpg

И тут я хочу поделиться с вами одним важным наблюдением − глухие в йоге показались мне более раскрепощенными и открытыми, нежели слышащие. Возможно из-за того, что тактильность для них − важный момент познания мира и получения информации. Они не стремятся защитить то самое пресловутое «личное пространство». Когда учитель вправляет им лопатки, они смотрят на него не косо, а с благодарностью.
И, кстати, совершенно несправедливо считается, что они не говорят. Глухие оказались очень разговорчивы, особенно журналист газеты ВОГ Александра Базоева и ее подруга, которые постоянно переговаривались на коврике и с помощью мимики показывали, как трудно им дается удержание какой-нибудь позы.

IMG_20130527_154350.jpg

К сожалению, многие важные моменты остались за кадром. Например, перевернутые позы пришлось исключить из практики, поскольку их объяснение требует большего времени, а значит необходим отдельный класс, который также нужно тщательно продумывать, и прописывать программу специально для этой категории занимающихся.

Составляя программу для глухих, мы с коллегами по Студии решили сделать упор на базовых позах стоя. В самом конце урока показали, как выполняется Супта Баддха Конасана и потом отдельно подходили к каждому из них и поправляли в позе, давая указания с помощью жестов. А Шавасану ученики делали в тишине − мы подробно показали и рассказали как входить в позу и выходить из нее. Хронометраж пребывания в расслабленных позах мы отмеряли, выключая свет при входе в позу и включая его при выходе.

После проведения этого урока мне показалось, что неслышащие могут ходить в общий начальный класс − это будет полезно не только им, но и учителям, которые учились бы переводить йогу на язык глухих.

IMG_20130527_154623.jpg

Во время сессии вопросов и ответов ученики активно делились впечатлениями. Радостно, что обратная связь была очень позитивной. С подачи присутствующего на уроке председателя Всероссийского Общества Глухих Владимира Базоева неслышащие даже придумали остроумное название своего направления − ВОГ-йога. Я думаю, это не последний класс ВОГ-йоги в стенах нашей Студии. Уверена, что некоторые из учеников еще сами станут учителями, так как потенциал очень велик.

Огромное спасибо учителям Студии − Виктории Поляковой, Людмиле Хомяковой и Наталье Шустовой за помощь в проведении этого класса. Отдельную благодарность выражаем Кириллу Потемкину − ответственному йогу и хорошему человеку, который создавал для нас образ асан.

А еще я хочу сказать спасибо всем неслышащим йогам за ту радостную детскую непосредственность с которой они практиковали. И благодарю их на жестовом языке: прижимаю собранную ладонь к лицу и затем направляю ее к сердцу.

Рассказать друзьям:
Печатать

 
Подпишись на новости от Yoga Journal
и получи скидку в магазине
-10%
Нажимая кнопку «Подписаться», я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности
21947

СЛОВАРЬ ЙОГИ

Смотрите также
Отчет о мероприятии «Место встречи Yoga Journal» Благодарим всех участников и партнеров за то, что были с нами – на высоте.  
Вегетарианское молоко и десерт из груши Весна — время легких блюд
Mindfulness для смягчения последствий пандемии Поддержка психологического благополучия
Что такое тета хилинг? И как он работает с подсознанием
Притча про учителя Все в твоих руках
Регистрация
Вход
Регистрация
Вход