Редактор YJ Ольга Казак. О йоге для глухих.
У меня есть неслышащая подруга по имени Полина Синева. Мы вместе учились в институте (иногда Полина приходила на уроки с сурдопереводчиком, а иногда мы ей стенографировали лекции в блокнот). Потом мы стали соавторами – обсуждали и писали сценарий для одного анимационного проекта, посвященного социальной рекламе инклюзивного образования.
(Идея инклюзивного образования заключается в том, чтобы дети-инвалиды учились не в коррекционных школах, а в обычных, вместе со всеми детьми. Для учеников на инвалидных колясках оборудуют пандусы и устанавливают лифты).
Я не владею жестовым языком, поэтому все общение происходит в сети. Мы обсуждаем самые разные темы. Полина, например, рассказывает мне о типологии характеров русской сказки, я ей − о йоге. Оказалось, восточные практики очень интересуют ее – еще со времен обучения на факультете дефектологии по специальности «сурдопедагогика и сурдопсихология» (у Полины несколько высших образований). Полина даже хотела заняться хатха-йогой, но ей помешал страх того, что инструктор в обычном классе не поймет ее, и она будет выглядеть как «белая ворона».
Мне показалась интересной идея создания специальных классов для глухих, и мы с Полиной обсудили, как это можно сделать.
Ольга Казак – Слушай, мне тут пришло в голову, что ты йог от природы! Йоги стремятся избавляться от звуков извне. А ты их не слышишь совсем.
Полина Синева – То, что глухие не слышат звуков извне, - ошибочное суждение. Тотально глухих людей, которые совсем ничего не слышат - в мире очень мало. В основном все мы, глухие, слышим громкие звуки. Я, например, слышу, когда хлопают в ладони рядом со мной, громкую музыку, собачий лай. А вот устную речь мы не различаем.
ОК – А как у тебя с диалогом внутри головы? Умеешь останавливать поток сознания?
ПС - С диалогом внутри… Могу сказать, что мысли у меня текут, конечно, беспорядочным потоком, и утихомирить этот поток бывает сложно. Но я стремлюсь к внутренней тишине, потому что верю, что только в спокойной воде можно увидеть то, что не заметишь в бурной.
ОК - Как думаешь, можно было бы адаптировать йогу, сделав практику более подходящей для восприятия глухими?
ПС - Думаю, что йогу можно адаптировать для глухих, почему бы и нет.
ОК – Как это практически сделать? Приглашать сурдопереводчика на уроки?
ПС – Сурдопереводчик − не объязательное условие. Во-первых, мне лично помогло бы, если бы в классе учитель наглядно показывал упражнения. Демонстрировал, как дышать при этом. Было бы здорово, если бы он использовал наглядные пособия и давал письменные инструкции (например, при каких ощущениях надо заканчивать асану). Думаю, йога для глухих − это вполне реальная вещь, ведь среди нас очень много хороших спортсменов. Но я бы позиционировала йогу как гимнастику (грубо говоря), а не как способ внутреннего развития - этот посыл будет слишком замысловатым для тех глухих, которые практикуют больше жестовый язык, чем русский язык.
ОК - Ты бы смогла ходить в общий класс йоги, а не специальный, для глухих?
ПС - Меня останавливает то, что в группе я не получу индивидуальный подход и не пойму, когда инструктор будет давать устные инструкции, без наглядной демонстрации. Кроме того, я не услышу и не прочитаю по губам, если в этот момент буду стоять в асане спиной к нему.
ОК – Как должен строится урок, на который бы ты бесстрашно пошла?
ПС – Во-первых, глухой должен быть рядом с инструктором. Во-вторых, инструктор должен использовать несколько простых жестов, чтобы показать, как дышать (класть руку на грудину или живот) и сколько раз (отсчет пальцами). Я сама иногда делаю самые простые упражнения, но дальше не двигаюсь, потому что считаю, что дальнейшее углубление без инструктора - это риск.
Насколько мне известно, в России нет классов йоги для глухих. Возможно, какие-то учителя частным образом занимаются с глухими учениками.
На Западе существует целое направление йоги для глухих под названием Deaf Yoga (http://deafyoga.org/). Это общественная благотворительная организация, которая не только обучает глухих людей йоге по специальным программам, но и готовит сертифицированных учителей по этой методике. Так что глухой инструктор йоги – это еще одна современная профессия.
В связи с этим, у меня возникли вопрос к йога-сообществу России: пробовали ли вы заниматься йогой с глухими? Или заниматься йогой так, как будто вы глухой, чтобы получить новый опыт? Хотели бы вы открыть классы для глухих в своих центрах йоги? Как такие классы должны выглядеть? Почему это нужно?