Редактор Ольга Казак. О карма-йоге и принципе ненасилия.
Вот что произвело сильное впечатление: наш редактор отдела красоты Марина зимой во время прогулки в заснеженном лесу недалеко от аэропорта Домодедово нашла щенка — странного и пушистого. И принесла его домой. При более детальном рассмотрении он оказался больше похожим на новорожденного медвежонка —крупный нос, острые зубы неведомого хищника и длинные когти. Щенок был очень слаб и прожил всего три дня. Чтобы понять, кого она приютила, Марина повесила в соцсети фото — идентифицировать происхождение зверя удалось в итоге с помощью ветеринарного врача, специализирующегося на экзотических животных. Это оказался детеныш кустарниковой собаки, ареал обитания которой — леса и влажные саванны Центральной и Южной Америки. Как житель саванны оказался на Каширке? Откуда в Волге крокодилы, а на Урале удавы?
Во времена Пушкина в барских усадьбах было модно содержать медведей — на потеху гостям. Стоить только вспомнить забавы Кирилла Петровича Троекурова из повести «Дубровский», и все становится на свои места.
Судьба экзотических животных в России незавидна. Они обычно погибают — неприспособленные для жизни.
В этой связи даже неуместно вспоминать слова Маленького Принца «Ты в ответе за того кого приручил», потому что похоже этих животных и не пытаются сделать питомцами. Еще хуже — эксплуатация зверей ради наживы. Это и те кто расхаживает с «верблюдами, какаду и говорящими собачками — напрокат» вдоль побережья Черного моря. И те заводчики, что оставляют на произвол судьбы щенков и котят, которых не удалось «реализовать».
Я не люблю цирк. Зоопарки. В детстве бабушка один раз привела меня в зверинец. Пять грязных клеток: один засиженный мухами ослик, больной слон, полуживой волк, кролик и петух. Никогда не забуду глаза слона —ничего более обреченного в жизни более не пришлось увидеть. Абсурдная идея показывать зверей обывателям, чтобы те на них праздно глазели.
Другое дело — центры реабилитации животных, где на зверей можно не только посмотреть, но и принять участие в их судьбе. Совершить действие во благо. Действие карма-йоги для тех, кто верит в реинкарнацию, или акт познания и милосердия для тех, кто думает что живет один раз — все одно.
Вот как это обстоит в Таиланде на Пхукете, где мы недавно побывали в заповеднике The Gibbon Rehabilitation Project (GRP). Служители питомника уже много лет собирают по всей стране гиббонов – вид обезьян который занесен в Красную книгу. Поскольку одна из базовых статей дохода в Индокитае – туризм, то маленьких гиббончиков отлавливают на забаву туристам. Если, где-нибудь в курортной зоне Тая местный житель, на шее у которого трогательно висит милая пушистая обезьянка, предложит вам с ней сфотографироваться – зовите полицию, так как с 1992 года введен запрет на отлов, продажу и приобретение гиббонов и скорее всего малыш содержится незаконно. Хуже всего вот что: когда ему исполнится 6—7 лет, ему в лучшем случае вырвут зубы, повесят цепь на шею и посадят в клетку, в худшем – убьют, ведь в этом возрасте гиббоны достигают половой зрелости и становятся агрессивными, а значит опасными для человека.
Пхукетский реабилитационный центр находится на территории национального парка, в северной части острова. Там живет более дюжины спасенных гиббонов, некоторые из которых – инвалиды и уже никогда не смогут вернуться к дикому образу жизни.
Если сотрудникам проекта попадаются такие гиббоны, они на определенное время помещают их в карантин. Там проводятся многочисленные тесты и анализы крови. После карантина они попадают в специальные реабилитационные станции, в которых пытаются вернуть животных к естественной среде обитания. Основной принцип реабилитации — максимальный контакт с другими гиббонами и минимальный контакт с человеком. Следующий шаг – выпуск гиббонов, объединившихся в пары, на необитаемый остров в заливе Пханг-Нга. При этом за ними ведется постоянное наблюдение, поскольку не все животные могут приспособиться жить на свободе.
Проект по реабилитации гиббонов финансируется за счет пожертвований туристов, посетителей и волонтеров.
Появление каждой обезьяны в заповеднике связано с необычной и всегда трагической историей. Об этом можно почитать на www.gibbonproject.org. Каких-то гиббонов приносят израненными — им приходится ампутировать конечности. Мы видели одного самца, у которого только одна рука сохранила хватательные способности — ею он и обходится, ест фрукты и повисает на ветках.
Ахимса в буддизме, который в основном исповедуют тайцы, определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, поведение, направленное против самого зла. В очередной раз убеждаешься в силе, правоте и необходимости норм нравственности на нашей странной и непростой планете.
Я думаю агрессивными бродячими собаками не рождаются, а становятся.
Есть ли подобные реабилитационные центры в России? Чтобы ребенка отвести не в зверинец и дать ему возможность почувствовать себя не человеком глазеющим, а человеком сострадательным и разумным.
Как защищаются законом животные в России?
Что вы можете рассказать об этом?