Про то, как я танцую Йогу

Про то, как я танцую Йогу

siKBMWxY390-90.jpg

Говоря о танце сегодня, я буду иметь в виду не что-то культурное и эстетическое, не красиво и технически отстроенные движения, а напротив – самое, на первый взгляд, нелепое в двигательности нашего тела, самое естественное.

Когда-то танец понимался исключительно как форма невербального общения, и так же я предлагаю вам рассматривать его сегодня. Собеседниками в таком необычном диалоге будем считать конкретного человека и его тело. Возможен ли такой диалог? Давайте посмотрим.

IMG_0041-435.jpg

Как правило, занимаясь йогой, мы стараемся научить свое тело чему-то. Мы опираемся на утверждение о том, что возможно абсолютно все, и настойчиво убеждаем в этом свои мышцы, кости, связки. Порой мы сталкиваемся с их сопротивлением, но наша настойчивость неумолима – мы продолжаем доказывать своему телу, что оно должно быть лучше, сильнее, гибче. Здесь мы часто используем спортивную психологию: вижу цель, не вижу препятствий. Но с чего мы взяли, что оно сопротивляется, потому что не хочет быть сильнее и гибче? Возможно ли, что есть какая-то другая причина?

IMG_9905-435.jpg

Отношение к своему телу, как к предмету самодурного личного пользования порой доходит до парадоксального абсурда. Я лично знаю человека, который однажды повредив в Падмасане мениск, обратился за советом к своему, извиняюсь за выражение, духовному учителю. Ответ последнего был краток и лаконичен: «Это карма. Продолжай работать». И мой знакомый продолжил работать: через адскую боль, через крики собственного тела. И мне подумалось: а разве этот целеустремленный товарищ йогой занимается? Ведь йога – это вроде как связь, в том числе, и с вверенным в наше пользование телом.

Итак, сталкиваясь с сопротивлением тела в асане, мы оказываемся перед выбором: заставить его делать то, что завещали древние, или же поинтересоваться: чего ты так упираешься, любимое и родное? Великолепная сказительница Кларисса Пинкола Эстес говорила: «Физические ощущения и телесная память человека – это тоже сказки, которые можно читать и переводить на язык сознания». Но сопротивление вовсе никакой не рассказ, как же можно дать телу слово?

IMG_9929-435.jpg

Однажды я увидела в интернете видео ролик, в котором девушка занималась йогой на пляже в Гоа. Она входила в асану, но вместо того, чтобы оставаться в ней в статике, начинала двигаться, как хотела: она выполняла волны позвоночником, вращала плечами... Помню, я тогда подумала: «Фу-фу-фу, дамочка, йога вам не самодеятельность!» И ведь правда, ну что это за легкомыслие? В ведах все четко расписано, чего и где делать, что куда втягивать, а что расслаблять, как дышать, куда смотреть, о чем думать, а барышня, ишь, чего удумала! Пританцовывает она.

Ну, а что если то, что случайно сняли на камеру, и был диалог человеческого существа с собственным телом? Мы ставим своей целью йогу, а тело используем в качестве средства. Но если честно, что нам дороже и ближе? Ведь можно разочек, просто ради эксперимента, проявить любопытство к своему физиологически-биологическому дому, захотеть его послушать, а йогу назначить переводчиком.

Давайте снимем запрет на антийогические движения и посмотрим, что будет. Войдя в Уттанасану, сделав глубокий выдох, прислушавшись к своим телесным ощущениям, мы можем обнаружить в себе желание сильно вогнуть спину, изобразить на ней горб. И, может быть, в этот момент мы услышим в своей голове дикий крик: «О нет, нет, что же ты делаешь, в ведах такого не было, и инструкторы нас такому не учили, это мы не проходили, это нам не задавали!» Но пусть сегодня приоритетным для нас будет тихое «Спасибо», идущее откуда-то из самой глубины нашего существа. И тогда, может быть, вернув со следующим выдохом (возможно, даже через рот) спину в логичное для Уттанасаны положение, мы обнаружим, что она как будто чуть просела, немного стекла. И раз уж мы фантазируем, то можем допустить еще и то, что вдруг вместо поясницы услышим, наконец, свои тазобедренные суставы, издающие сладостный стон удовольствия. Однажды заговорив со своим телом, остановиться уже практически невозможно. Оказывается, если иногда давать ему слово, оно с радостью отвечает нам стремительными улучшениями в асанах. Получается, оно всего-то и хотело, что быть услышанным. В диалоге говорят двое, из общения может родиться дружба, союз. И ведь насколько приятней осваивать столь непростую дисциплину, как йога, имея в союзниках преданного товарища – собственное тело.

Вот и выходит, что мы стремимся одержать верх над лучшим другом. Пиррова победа, получается.

IMG_9922-435.jpg

IMG_9908-435.jpg