Почему Шавасана «не получается»
Шавасана настолько выделяется во всем многообразии асан, что может выпадать из нашей «картины тренировки» вплоть до полного исключения её из самостоятельной практики. При этом возможны ситуации:
а) в классе под инструкции преподавателя практикующий йог не улавливает сути происходящего в Шавасане.б) в классе Шавасана удаётся, а самостоятельно — увы.
С инструкциями извне (случай А)
Отчего групповая Шавасана может казаться пустой тратой бесценного времени:
- Сопротивление. Мы не доверяем преподавателю настолько, чтобы позволить вести себя. Ум бунтует «Опять эта поэзия про внутреннее пространство..», ведь ещё минуту назад преподаватель сыпал анатомическими терминами и в астрал не собирался. «Как я почувствую рёбра, если нет движения? Еще целых 10 минут! Лучше было потихоньку уйти». Идёт противопоставление себя тому, что предлагает учитель. Этого противопоставления не было, пока шла работа в асанах и ум оставался чист благодаря удерживанию внимания на телесной работе, а мы позволяли ведущему направлять свои действия. Как только движение закончилось, удерживать ментальную тишину от интерпретации и критики стало в разы сложнее. Именно поэтому инструкции Шавасаны следуют почти непрерывным потоком: это способ перевода фокуса нашего внимания с внутреннего диалога на действия. Конечно, сложность в том, что теперь требуемые действия не так очевидны. Совет действительно очень прост: продолжайте идти за инструкциями, не упуская ни одного слова. Даже когда неясно, что именно нужно сделать, одно лишь направление внимания в часть тела, о которой идёт речь, даст эффект. Воспринимайте Шавасану как сверх долго удерживаемую позу, полную множества нюансов. Доверьтесь преподавателю и постарайтесь проследовать от самого первого слова до точки, когда он замолкает, оставляя вас в тишине.
- Рассеянное внимание. «Ну всё, наконец можно не слушать...». Ситуация, когда Шавасана означает возможность полноправно улететь мыслями из зала, (наконец) подумать о делах. Важнейшая причина — недотренированность, когда практика не довела ум до состояния спокойствия. В случае группового занятия это означает, как ни прискорбно, что практика прошла «мимо», шансов исправить положение уже нет. Для самостоятельного занятия не всё потеряно, об этом ниже. Вторая разновидность невнимания в Шавасане — засыпание. И если на начальных порах легко заснуть может стать победой (пусть и ценой игнорирования самой асаны), то для продолжающих йогов это подсказка, что Шавасана требует больших усилий.
Без инструкций (случай Б)
Самостоятельная практика даёт нам бесценные возможности: лечь в Шавасану вовремя, пробыть в ней нужное время и своевременно выйти.
Итак, пройдя по заранее заготовленной или спонтанно сгенерированной последовательности, завершаем занятие Шавасаной... и не получается: мысли кружатся, зрачки бегают, дыхание толчками. Причин несколько:
- Недоработки. Тренировка недостаточно «раскрутила» потоки в теле, тонус остался не выравненным, а Шавасана случилась слишком рано. Если чувствуете похожие эффекты, не ленитесь встать и продолжить заниматься, пока Шавасана не станет, что называется, неизбежной. Задача не в том, чтобы максимально изнурить себя и рухнуть отдыхать! Нужно в первые секунды Шавасаны предельно честно отследить в теле недоработки, признаться себе в них и в случае необходимости исправить. Но гораздо более эффективно, если этот шаг Шавасане предшествует, ведь именно он должен определять момент её «выхода на сцену».
- Спешка. Нам хочется мгновенного расслабления, не дожидаясь реструктуризации в теле. Любые волны утихают постепенно и для всякого переходного процесса требуется время, которое нужно предоставить телу в полном объеме. Если «недостаточно» быстрое уравновешивание приводит в раздражение, что делать? Ответ: применять Шавасану как упражнение для воспитания терпения.
- Инерция. Физически в Шавасане вы максимально инертны, а сознанием — максимально бдительны. Без волеизъявления ДЕЛАТЬ эту асану, сознание также скатывается в инертность (за чем нередко следует засыпание).
Поэтому, возвращаясь к началу: если не отделять Шавасану от тренировки и выполнять её с намерением, честно и, не побоимся этого слова, усердно, то понимание сути и эффект придут так же, как они приходят и углубляются в любой другой позе.
Два столпа Шавасаны — это Неподвижность и Наблюдательность. Интереснейшая пара для изучения! :)