Почему «фермерский» ничего не значит?

Почему «фермерский» ничего не значит?

В поисках здоровых продуктов мы постоянно утыкаемся в слово «фермерский». Написанное по-деревенски разудалыми буквами или в лаконичном хипстерском начертании, это загадочное слово фигурирует повсюду, придавая продукту ощутимую прибавочную стоимость. Предполагается, что фермерский продукт произведен условным «дядей Колей с Ростовской области», который будучи человеком трудолюбивым и набожным, выращивал свои помидоры или пастернак честно, без ядохимикатов, минеральных удобрений и еще какой гадости. И именно поэтому мы должны сказать дяде Коле спасибо, выложив за его «фермерскую продукцию» изрядное количество рублей. И все бы хорошо, ведь взаправдошный дядя Коля, если он действительно выращивает честные натуральные продукты, достоин памятника при жизни, не то что лишних пары сотен рублей!

А что, если это не дядя Коля? И даже не Ашот Горгенович с его чудесными баклажанами? Может ли под ценником «фермерский продукт» скрываться фабричный творог, створоженный при помощи хлористого кальция? Может! Или арбузы от фермера Петрова-Сидорова, на которых нитратометр зашкаливает? Тоже могут!

К сожалению, сегодня в России слово «фермерский» означает только юридический статус производителя – фермерское хозяйство (КФХ). И больше ничего.

Фермерским хозяйством может стать семья с гектаром земли и десятком козочек, а может оказаться и внушительных размеров предприятие, по своим методам работы ничем не отличающееся от агрохолдингов с их ядохимикатами, стимуляторами роста и маленькими хитростями по приданию продукту «первой свежести».

И те, и другие могут смело вешать на свою продукцию ярлык «фермерский» – и будут правы. Но нам же важен не ярлык, а суть продукта, правда? Так что, если вам нужны честные, здоровые продукты, привыкайте не реагировать на слово «фермерский». Вы же не воспринимаете всерьез замыленное слово «уникальный», встречающееся в каждой второй рекламе? «Фермерский» – не значит ровным счетом ничего! Дисклеймер: если вы не знаете фермера лично или хотя бы опосредованно, через интернет.

У «фермерского» продукта должно быть лицо и имя фермера, который его создал! Лицо обязано отвечать на вопросы: как продукт выращен, на каких почвах, с применением каких удобрений. Имя должно нести ответственность за свой продукт. Только после того, как вам удалось заглянуть в честные глаза фермера и найти в них ответы на все волнующие вас вопросы, словосочетание «фермерский продукт» приобретают свою истинную сущность. Покупая этот продукт, вы доверяете фермеру, вырастившему его. Вы поддерживаете своим рублем этого прекрасного человека, который занимается хлопотным, тяжелым и малоприбыльным делом – растит для нас здоровую еду, бережет плодородие почвы и биоразнообразие, создает рабочие места и сохраняет деревню, импортозамещает, наконец!

«Ну так каждому в глаза не заглянешь», – скажете вы. Согласна. Мне тоже удобнее заказать очередную фермерскую доставку в интернете. Тем более – их навалом. Популярность «ЛавкиЛавки» так возбудила стартаперов, что новые фермерские доставки вылупляются чуть ли не каждую неделю. Мне иногда кажется, что их стало больше, чем фермеров. И тут я, отдавая себе полный отчет в сказанном, уполномочена заявить: большинство интернет-магазинов фермерской еды своих покупателей обманывают. Кто-то по мелочи – нет-нет, да и подсунут обычное молоко вместо фермерского – мало ли что приключится с фермером или его коровой, а заказы развозить надо. Но есть и те, кто на постоянной основе продает традиционные индустриальные продукты под видом «фермерских».

О том, как отличить настоящую фермерскую доставку от якобы фермерской, я расскажу в следующей колонке. А сегодня хочется закончить своей коронной нотой: уж если искать по-настоящему здоровые продукты, то надо выбирать органические. Сертифицированные органические – это когда серьезная независимая организация проверила все досконально: от происхождения семян и анализа почвы до последнего мусорного пакета в амбаре на предмет, не из-под удобрения ли он. Фермеры, сертифицированные по международным органическим стандартам, есть и в России. Их, правда, катастрофически мало, так что на всех еды все равно не хватит. Пока, я надеюсь.


Автор: Татьяна Лебедева – создатель и главный редактор LookBio.ru, журнала об органической еде, косметике и средствах для дома.

Фото: rr_graphic_design