О том, как вернуть себе свою жизнь
У меня есть подруга. Красавица, умница, мать троих детей. Если судить о ее жизни по статусам на Facebook, то это жизнь мечты: вот она с мужем и детьми на горных лыжах, вот в Таиланде на островах. То она ищет преподавателя китайского для младшего, то радуется успехам старшей девочки. Офф-лайн подруга рыдает в трубку: «Это не моя жизнь! Понимаешь, с семи утра и до десяти вечера я только и делаю, что кормлю, отвожу на занятия, забираю с занятий, снова отвожу, делаю уроки, кормлю. А где же во всем этом я?!».
Другая моя подруга с нуля сделала собственный бизнес. Ее Facebook пестрит постоянными чекинами: Рим, Лондон, Нью-Йорк, Венеция, Сингапур, опять Лондон − и так по пять раз в месяц. На фото − сияющая красавица, совершенно не похожая не стереотипный образ жесткой деловой женщины. В трубке − тоже рыдания: «Понимаешь, я же совсем одна − семьи нет, детей нет, а через пять лет я уже сама вообще не рожу. А мне даже на свидания ходить некогда. Это не моя жизнь!».
У меня давно есть план их познакомить, но так как это не их жизни, план этот практически нереализуем: ни одна не может сказать, когда она готова встретиться.
В мой самый первый приезд к мастеру я с утра до вечера пропадала в зале для медитации. Было лето, но я приходила в зал в 9 утра и, с перерывами на еду и короткие прогулки в саду, сидела там до вечернего прихода местных учеников и беседы мастера.
И вот, примерно через неделю вечером мастер меня спросил: «Ну что, трудилась сегодня?». − «Да», − гордо ответила я. − «Получается?» − поинтересовался мастер. − «Да», − снова радостно кивнула я. − «Плохо», − покачал головой мастер. − «Раз трудилась весь день и что-то получается, значит ты весь день провела в уме. Потому что какой же труд в присутствии? Это блаженство. Что там может получаться? Ты просто отдыхаешь и наслаждаешься».
И он рассказал мне притчу о суфии, который как-то раз под вечер решил проведать своих учеников. Он шел от дома к дому по деревне, и каждый из его учеников был весь день занят: кто пахал, кто ковал, кто пек хлеб. «Как прошел твой день?» − спрашивал суфий. И каждый давал ему подробный отчет − примерно как мои подруги. Пока на самом краю деревни он не нашел своего последнего ученика. Тот сидел под деревом на краю вспаханного им за день поля. «Ну что, трудился?», − поинтересовался у него мастер. − «Что вы, мастер, я, как вы меня учили, нашел с утра Бога, отдал ему все мое внимание, и дальше Бог через это тело все делал за меня. Как уж тут труд! У меня только одна забота была − чуть только мой ум слегка отвлекался на внешние вещи, снова вернуть его к Богу».
«Ты должна быть как этот ученик», − сказал мне мастер. − «В этой жизни у тебя есть только одна забота − найти присутствие, найти Бога, и доверить все ему. И тогда тебе ни дня не придется работать и напрягаться».
В тот момент мне конечно показалось, что я прекрасно поняла, что он имеет в виду. Но прошло лет пять, прежде чем я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО это поняла.
Занятость − это не реальное положение дел, а состояние нашего ума. Помните слова Иисуса: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» Это, конечно же, не проповедь тунеядствам и не предложение забить на детей, пожилых родителей и все наши мирские дела. Это приглашение в НАШУ жизнь, в которой мы живем в миру, но при этом не от мира.
Механизм этого возвращения обманчиво прост. Человек − это внимание. Как он разворачивает свое внимание, на что его направляет, тем и становится. Поэтому все духовные практики на этой планете направлены на то, чтобы переключить внимание человека с мира внешнего на Бога, дух, присутствие, сознание, изначальную пробужденность (выберите более созвучный вам термин).
Наша жизнь перестает быть нашей, когда все наше внимание в миру, мы словно вывернуты наизнанку: нас уже не остается, а мир копошится и суетится внутри нас, разъедая нас до основания.
Стоит нам вернуть внимание в настоящее, и мы в буквальном смысле этого слова перестаем быть не в себе.
С годами я выработала для себя несколько простых техник, которые помогают мне жить МОЕЙ жизнью, что бы ни происходило вокруг.
1. Если у меня настоящий аврал, если моему уму кажется, что я ничего никогда не успею, я начинаю делать все ооооочееееень мееедлеееено. Я буквально замираю, и делаю все предельно внимательно и вообще никуда не спеша. Это звучит абсурдно, но в результате я успеваю сделать гораздо больше и почти не устаю. Причина проста − когда мы спешим или погружены в кучу дел, наше внимание полностью захвачено этими делами, а также тревогами и страхами не успеть что-то. Замирая и замедляясь, мы переносим фокус внимания на здесь и сейчас, и у нас появляется больше ясности и энергии. Старая дзенская пословица гласит: «Если вы не очень заняты, медитируйте по 20 минут в день. А если очень − то не меньше часа».
2. Я часто обращаюсь за поддержкой и советом к моему телу. Наше тело − это ворота настоящего. Оно всегда здесь и сейчас. У него нет карьерных планов, чувства вины и сомнений. Я просто прохожу его вниманием с ног до головы − чтобы почувствовать, что это я здесь, а не где-то в компьютере. Или направляю внимание на дыхание, потому что это дыхание и есть моя жизнь.
3. Я использую природу как поддержку и опору. Смотрите − ничто в природе никуда не спешит, но тем не менее почки набухают в срок, и птенцы вовремя вылетают из гнезда. Я заметила, что если посреди аврала я все бросаю минимум на полчаса и иду медленно гулять в парк, на набережную, просто стою под деревом, соединяясь вниманием с покоем и безмятежностью природы, все меняется − мозг прочищается, озарения возникают сами собой, приходят парадоксальные решения. А у меня возникает чувство, что я сама определяю свою жизнь, а не какие-то внешние факторы.
Я уверена, что если бы одна моя подруга начала чаще в присутствии своих детей действительно присутствовать, она сделала бы для их развития не меньше, чем делает сейчас, в слезах мечась по пробкам от одного репититора к другому. (Пробки, кстати, отличное место для практики). И, повторюсь, это не призыв перестать заниматься детьми. Это призыв делать это внимательно!
А второй подруге, замри она хоть на миг, не пришлось бы долго ждать мужа − ничто так не притягивает людей, как чистота, тишина и внутренняя радость присутствия.