О доверии между учеником и гуру. Продолжение.
Есть замечательная история, которая показывает, как Гуру проверяет учеников, выявляя их истинную природу.
История о преданности учеников
Много лет назад жил один риши по имени Ведасагара, его имя означало «океан Вед». Он владел знанием шастр, Вед, Пуран, и, конечно, его ашрам расположенный на берегу реки Кавери, был хорошо известен. Он часто сидел в замечательном спокойном месте на берегу реки Кавери, обучая своих учеников шастрам. Он передавал это знание ученикам, но был очень осторожен, потому что знал, что не каждый может справится с истинным знанием, что истинное знание следует передавать только истинному ученику.
Однажды два человека подошли к нему. Их звали Рамашарма и Кришнашарма. Они пришли к Ведасагаре и спросили, может ли он принять их в ученики. Ведасагара сказал: «Прекрасно! Но прежде, чем я отвечу на этот вопрос, я бы хотел, чтобы вы оставались в ашраме пока не сдадите экзамен».
Потому что вам нужно сдать экзамен, чтобы учиться, правильно? Это так же, когда вы поступаете в какой-нибудь известный университет. Прежде чем вас допустят к обучению, вы всегда сдаёте экзамен. И вас принимают, только если вы сдали экзамен.
Потому что если вы сдали экзамен, у вас есть определённый потенциал, чтобы прославить университет. Иначе какая польза от того, чтобы принимать кого угодно, того, кто опозорит университет? Представьте: вы попытаетесь поступить в университет Гарварда, не сдав экзамены, — они вас никогда не примут! Представьте, вы не сдали ни одного экзамена и потом говорите: «Я учился в Гарварде, но экзамены не сдал. Вот мой диплом!» Что с этим делать? Это будет позор. Люди скажут: «Этот Гарвардский университет потерял совесть!» Вот почему они тестируют людей — чтобы получить в студенты лучших. Из всего мира они берут лучших. И про остальных говорят: «Ими займётся другой институт», Точно так же и Ведасагара сказал им: «Оставайтесь в ашраме и ждите. Сдайте экзамен и потом посмотрим»,
На первом занятии он обучил их мантре:
Gurur Bhahma Guru Vishnu Guru Devo Maheshvara Gurur Sakshat Parabramha tasmai Shri Gurave Namah
Гурур брахма Гурур вишну Гурудево махешварах Гуру сакшатпарабрахма тасмэй Шри Гураве намаха (Guru Gita, Стих 32)
Он очень подробно рассказал им об этой мантре:
Гуру есть создатель Гуру есть Защитник Гуру есть Разрушитель Гуру выше Тримурти как Сакшат Парабрахма Приветствие Гуру.
Затем он спросил их: «Вы понимаете?» И они ответили: «Да, сэр, мы понимаем». Однажды был Экадаши — пост один или два раза в месяц, который являлся обязательным.
Итак, это был Экадаши, и Ведасагара разбудил своих учеников очень рано утром. Он сказал им: «Сегодня Экадаши, и он очень дорог Махавишну и Шиве» И в этот день вы должны соблюдать пост и ничего не есть.
Все Экадаши разные. В некоторые дни Экадаши вам разрешается кушать определённую еду, но в другие — вам не разрешается кушать вообще. Итак, в этот Экадаши было очень важно не есть ничего. Кроме того, Ведасагара сказал им, что в этот день очень важно обойти вокруг священного холма, совершить парикраму. Он проинструктировал их: «Обойдите вокруг холма и возвращайтесь до захода солнца!» Оба ответили: «Да!»
Священный холм был не близко, он был очень далеко. Они шагали, пока наконец, не достигли Девалаям, места паломничества. Они обошли вокруг храма и очень устали. В Индии очень жарко и в такую жару им нельзя было выпить даже немного воды, пить нельзя было вообще! Они вспотели, устали и очень хотели пить. И, как вы знаете, когда вы в таком состоянии, вы начинаете раздражаться. После парикрамы они вошли в храм и встретили пуджари. Пуджари предложил им прасад из храма и тиртхам, то есть вод для питья. В этот момент Рамашарма вспомнил наставления Гуру. Гуру сказал: «Этот день очень важен, и вы не должны ничего кушать! Вы должны держать полный пост и вы должны вернуться до захода солнца!» Поэтому он немного сомневался, принять ему прасад а также тиртхам или нет. Когда священник храма увидел, что оба, Рамашарма и Кришнашарма, немного колеблются, он сказал: «Я вижу, вы не решаетесь, но сегодня очень трудный день! Поэтому вы не обязаны следовать наставлениям своего Гуру. Как ваш Гуру узнает, что вы ослушались его? Он далеко. Возьмите! Поешьте!»
Кришнашарма был так голоден, в животе урчало на всех языках мира, так что он не мог больше этого терпеть. Как только священник сказал: «Как ваш Гуру узнает об этом?» — Кришнашарма с радостью выпил воду и съел еду. Однако Рамашарма решил всё же придерживаться наставлений Гуру. Он взял еду и сказал: «Когда Гуру разрешит мне, тогда я и поем». Они вернулись обратно в ашрам и, конечно, Гуру знал об этом случае, но ничего не сказал. Он продолжал вести себя как обычно, как-будто ничего не знал.
Однажды, когда Гуру проводил с ним занятие, они вдруг заметили, что весь ашрам объят огнём. Огонь окружил их со всех сторон. Как я сказал ранее, этот ашрам Ведасагары располагался на берегу реки Кавери, и в этой реке водился крокодил. Поэтому единственным способом избежать пожара было воспользоваться маленькой лодкой, в лодке могли поместиться, и спастись, только два человека. Поэтому Ведасагара сразу сказал своим ученикам: «Оба садитесь в лодку и спасайтесь! Поскольку вы оба приняли у меня прибежище, картавья, мой долг — заботиться о вас. Поэтому давайте сгорю я. Всё равно, я уже стар. Кого это будет волновать? Вы, по крайней мере, ещё молоды. Будет печально, если вы лишитесь жизни в таком юном возрасте.»
Когда Кришнашарма услышал это, он поспешил в лодку. Как только Гуру сказал это, немедленно, подобно вспышке, Кришнашарма перешёл в лодку и сел, ожидая Рамашарму. В этот момент Рамашарма поклонился Гуру сказал: «Гурудев, пожалуйста, прости меня! Сейчас я не могу сделать так, как ты говоришь. Ты сказал нам, что высшая цель преданного — служить Гуру и всегда защищать Гуру. Не важно, что происходит, бхакта должен всегда защищать Гуру. Это наша дхарма! Величайшая дхарма - всегда служить защищать Гуру. Я не могу пойти! Ты иди! В любом случае, что общество потеряет, если я умру? Я не принёс в общество ничего, в то время как ты — уважаемый святой. Если ты умрёшь, общество потеряет кого-то куда более важного. Пожалуйста, садись в лодку, Гурудев!» Сказав это, Рамашарма насильно посадил Гуру в лодку. Как только Гуру коснулся лодки, весь огонь исчез.
Всё это было иллюзией, которую Ведасагара сам создал, чтобы проверить двух своих учеников.. Он хотел испытать их преданность, хотел увидеть, насколько они преданны. После этого он сказал: «Тот пуджари в храме в день Экадаши — это был я». Так он открыл им, что уже в той ситуации проверял их. Рамашарма был достоин того, чтобы остаться в ашраме, тогда как Кришнашарма был отослан домой. Ведасагара сказал: «Рамашарма — единственный, кто оказался готовым предаться Учителю». Конечно, такие ученики получат Милость Учителя и от самого Всевышнего.