Несерьезно о серьезном
Один из самых пронзительных моментов в моей жизни – первый смех двухмесячной дочери. Когда видишь, как человек впервые смеется, понимаешь, что вот именно в этот момент он и стал человеком. Я не знаю лучшей музыки, чем звуки детского смеха. Где детский смех – там счастье. Может быть, это одна из причин, по которой мне больше нравится заниматься йогой с детьми, чем со взрослыми. Дети так восприимчивы к юмору, к улыбке, так открыты принять счастливый взгляд на мир! Их смех лишен усмешки, а юмор – сарказма. Это настоящий, заложенный природой смех. Чем больше я размышляла на эту тему, тем больше находила подтверждений.
Так, например, популярная система смехойоги индийского доктора Мадана Катария (более 10 000 клубов смехойоги по всему миру) соединяет элементы йоги и релаксации, дыхательные упражнения и смех. Упражнения школы возвращают рефлекторный смех, подобный детскому. «Смех связан как с телом, так и с умом. Взрослые люди с годами смеются от ума. Мы оцениваем, что смешно, а что нет. И потом решаем, нужно ли смеяться. Дети же смеются от тела, ничего не оценивая. Именно такой чистый, свободный смех мы и практикуем», — утверждает доктор.
Почему смех полезен для здоровья и буквально прописывается докторами как естественный холистический метод избавления от разных недугов? Открываем Википедию: «Смех есть сложный акт, состоящий из модифицированных дыхательных движений в связи с определённой мимикой. При смехе после вздоха следует не один, а целый ряд продолжающихся иногда долго коротких спазматических выдыханий при открытой голосовой щели; если голосовые связки приводятся при этом в колебательные движения, то получается громкий, звонкий смех; если же связки остаются в покое, смех бывает тихим, беззвучным». Правда, похоже на описание некой сложной техники пранаямы? Как это работает?
Исследования показали, что при смехе от мышц лица идут особые импульсы, которые благотворно влияют на нервную систему и работу мозга, снимая напряжение. При смехе меняется дыхательный ритм, вдох становится более продолжительным, что резко улучшает кровоснабжение органов и тканей, нормализируется работа сердца. Организм насыщается кислородом, выделяются гормоны счастья — эндорфины.
Смех уменьшает уровень гормонов стресса и укрепляет иммунитет. Похоже, дети интуитивно знают, как быть здоровыми и счастливым. С возрастом это знание ослабевает, и приходится его восстанавливать. Я не говорю, что взрослые не способны смеяться. Напротив. Настоящие учителя йоги – мастера привносить юмор в практику. Как писал Аристотель, «Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела».
Мне довелось видеть, как смеялся на своем мастер-классе в Москве Айенгар. Наберите в гугле Iyengar laughing – вы увидите, что я имею в виду. Мы думали, смеялся над нами – не только аудитория, но и недопозы именитых гуру йоги вызывали улыбку на его лице. Но нет, он смеялся просто от души, рассказывая какие-то простые и сложные вещи. А недойогов размазывал жестко и без всякого веселья.
Индусы, с которыми пересекались мои йога-пути, чаще всего начинают занятия с практики внутренней улыбки. И возвращают слишком серьезных нас к ощущению отсутствия всякого напряжения, легкости, а, значит, счастливой расслабленности, отражающейся на лице. И много шутят во время занятия (индийское чувство юмора – отдельный разговор, но это не меняет сути). И лучшие наши преподаватели тоже.
На учительском курсе у Александра Фурашова, среди прочего, я училась юмору на коврике. На сложные вопросы он дает легкие смешные ответы – дает с улыбкой, и принимаешь с улыбкой. Ну например: не тянутся ноги, упавишта не дается никак. Ответ: «Сегодня не тянутся, завтра не тянутся, год не тянутся. А потом как котята: ты видела когда-нибудь, как они растут? То вширь, то в длину. Сидишь в позе, смотришь в зеркало и вдруг: вот оно – вырос котенок!» И сложное становится легким, непонятное – доступным.
Обожаю занятия у Анны Колмаковой – у нее люди много смеются. И это не только не снижает значимости материала, который она дает, или глубины того, что в данный момент прорабатывается. Открытый уровень позволяет ей сказать: «Те, кто делают это сегодня, выполняют это так. Те, кто не сегодня – для вас вот такая вариация». Несегодняшние улыбаются, шутят, мол, да, завтра. Включается самоирония, и вместе с ней осознание, куда двигаться дальше. Не опускаются руки, остается желание продолжать. И возвращаться в класс посмеяться вместе. Она так это объясняет: «Юмор – это клей, на котором держится хорошая группа. Именно юмор помогает отбросить смущение и страх и просто делать то, что получается прямо сейчас. В такую группу всегда комфортно приходить новичкам. Ведь тут над собой может посмеяться каждый. Тут каждый, по сути, начинающий».
Возвращаясь, к детской практике. Сколько было смеха на семинарах YogaKids! До слез.
Американский юмор тоже отдельная тема, но важно главное: работая с детьми, учишься снова быть ребенком. Вернее, быть в контакте со своим внутренним ребенком, искать понятные детям образы, говорить детским языком. Чтобы потом на занятиях падать с выстроенного из ковриков мостика в рекууу… бух! – и все падают и заливаются, рычать как маленький Симба или «как Симба, который уже немножко подрос», шипеть «как страшная, но добрая и совсем не ядовитая змея», проверять на прочность крышу домика Наф-Нафа, всем дружно подув на нее «сильно-сильно-сильно», открывать пасть как крокодил: «А-А-А-М – а у меня пасть без зубов))!», петь голосом Анофриева из «Львенка и черепахи», разворачиваться из кокона коврика и превращаться в чудесную говорящую бабочку («Почему у нее всего два крыла???»), вилять хвостом в сером в черный горошек щенке мордой вниз (по цвету футболки одной из девочек, которая с порога расставила все точки над i: «Я сегодня серый в черный горошек щенок», и да, иногда поднимать лапу на дерево (а что? так все собаки делают), ходить по воображаемым горящим углям (я теперь настоящий йог!), и, конечно, хлопать себе в ладоши ногами – дети в восторге от самой мысли, что у ног есть ладоши. А вы?
Анастасия Кокеева, сертифицированный преподаватель YogaKids, совладелеца семейной студии Кокоша&Co
Фото: istockphoto.com