Лучшая диета – это осознанность

Лучшая диета – это осознанность

Я не верю в диеты. Не потому что они не работают. Я не пробовала. Я скажу, что именно я пробовала. Я пробовала воевать с едой. Игнорировать ее. Объедаться ею. Страдать из-за нее. Когда в 16-летнем возрасте я попала из маленького кавказского провинциального городка в США по школьному обмену, нам твердили о культурном шоке, который нас должен был настигнуть. Никто нам не сказал, что в Америке к еде «особое» отношение, и что по ожирению она занимает первое место в мире. За один месяц я поправилась на 10 кг. Вместе с килограммами пришла депрессия и все сопутствующие детали. Тогда я столкнулась с темой еды нос к носу и начала с ней бороться.

Правило №1: борьба не помогает. Помогает только любовь к себе. Не нарциссизм, не самолюбование, а именно любовь и принятие себя со всеми недостатками и погрешностями. А это отдельная тема для целой диссертации.

В 2008-м в мою жизнь пришла йога, и отношение к питанию стало постепенно меняться. Сначала перестали нравиться жареные котлетки, потом просто котлетки, следом пошли эксперименты с мясом «есть или не есть». Поскольку я с Кавказа, у нас еда без мяса серьезно не воспринимается. Как же так – стол без курочки в сметане или шашлычка? Но йога сделала свое дело: какие-то продукты ушли из меню. Сказать «раз и навсегда» не поворачивается язык, и здесь я веду к правилу №2: если организам хочет этот продукт, будь то мясо или проростки пшеницы, надо этот продукт ему дать. Как понять, говорит ли это наш организм или это от ума? Закрыть глаза, представить продукт, положить его также визуализацией в рот и пожевать. Все еще хочется? Значит, надо.

В своих экспериментах с едой я шла от одной крайности в другую. Был период чревоугодия, когда я заедала едой все свои проблемы и ненастья. Был период, когда я жестко не ела после 6 вечера. Был период, когда я особо не думала о еде. На этом периоде мне хотелось бы остановиться и объяснить. Еда для меня не является культом, но осознание этого относительного равнодушия пришло далеко не сразу. Первым «сигналом» была поездка на семинар писателей и журналистов на островах Ки Уест во Флориде. Я очень сильно хотела попасть на этот 2-недельный писательский «марафон», настолько хотела, что выиграла стипендию на полную оплату всех расходов, включая проживание и питание. Один минус этого конкретного мероприятия составляла тема: «Еда». То есть литераторы со сцены говорили о том, как и что они пишут о еде, приезжала даже редактор Джулии Чайлд, поделившаяся воспоминаниями, которые легли в основу фильма «Джули и Джулия» с Мерил Стрип в главной роли. Но когда знаменитые писатели стали обмениваться со слушателями рецептами прямо со сцены, я тихонько завыла. Мне было скучно, грустно, и я пошла в дом к Хемингуэю знакомиться с его шестипальцевыми котами. Вот тогда я поняла окончательно (и это вылилось в правило №3): еда для меня – это приятный продукт, с помощью которого я поддерживаю жизненные силы, и только. После того, как я поем, я о ней забываю. Я не думаю о том, какое вкусное было мороженое в Баскин Роббинс (кстати, мороженое не люблю), не вспоминаю мамины блины и не мечтаю оказаться в Италии, чтобы попробовать знаменитую неополитанскую пиццу. Я отношусь к еде с уважением, которого она заслуживает, не люблю ее выкидывать, иногда даже люблю ее готовить. Но ради нее я не живу.

Есть еще некоторые ценности, которыми мне хотелось бы поделиться с вами. Например, правило №4 появилось в моей жизни совсем недавно, после прочтения книги «Йога и питание» Чарльза Айзенштейна. Он сказал, что мы едим то, что мы смотрим, слушаем, о чем говорим во время поглощения пищи. Много лет я любила кушать в компании своих любимых американских сериалов. Теперь переучиваюсь. Дело идет со скрипом, но верю, что осознанность победит. Кстати, таким образом я наедаюсь намного быстрее, и эта пища поддерживает меня гораздо больше времени.

Вернемся к диетам. Это слово ввергает меня в моментальную депрессию. Одна мысль о том, что мне надо себя в чем-то ограничивать вызывает у меня воспоминания, которые, судя по всему, достались мне по наследству от предков. Даже если это кукуруза, которую я особо не люблю, если ее нельзя есть, сразу очень хочется. Поэтому, дабы не вгонять свой организм в стресс, я пользуюсь правилом №5: исключаю диеты из своей жизни – кремлевские, однодневные, по Аткинсу и прочие. Опять же, не потому, что они не работают. Они не работают со мной. Я говорю себе, что достойна любой еды, которую захочет мой организм. И все, стресс уходит, приходит расслабление, и я больше не бросаюсь на кусок торта. Потому что знаю, что могу его съесть в любой момент, а могу и не съесть. Это ощущение свободы выбора окрыляет. В общем и целом, я за осознанность. Вместе с ней приходит тот вес тела, который нужен именно нам и развиваются вкусовые пристрастия, приносящие пользу. Я больше не воюю с едой и своим телом. Еда – мой союзник, а тело – любимый сосуд, который заслуживает лучшего. А если я и ем «запрещенные продукты», то только потому, что этого словосочетания в моем словаре уже нет. Хочет организм, значит надо.


Марина Маршенкулова (Амара) – языковой коуч (английский язык), преподаватель, переводчик, журналист, пишет сказки, практикует медитации более 12-ти лет, живет в Индии, ведет блог на двух языках ticket1way.livejournal.com