Кто достоин нашего сострадания?

Кто достоин нашего сострадания?

Знание
|  15 сентября 2015

Путешествуя по миру, я вновь и вновь замечаю, насколько легко мы – люди – изыскиваем возможность смотреть на тех, кто оказался на обочине жизни, через призму «они совсем не такие как я, посему их судьба никогда не постигнет меня». А если «такие» люди еще и отличаются от нас цветом кожи, возрастом или культурно-языковой принадлежностью, то в сознании многих из нас пропасть между «ними» и «нами» увеличивается, и наше желание помочь (или хотя бы заметить) их уменьшается в разы.

Перешагивая через уснувших нищих мигрантов из Северной Африки в центре Парижа или проходя мимо просящих милостыню мигрантов из Средней Азии в центре Москвы, во мне часто борется две эмоции: первая – жалость, вторая – огромное желание спрятать глаза и сделать вид, что я не замечаю их страдания. Потом возникает вопрос – как практикующий йог, несу ли я некую моральную ответственность перед этими людьми и обязана ли я помогать страждущим? Ведь сострадание в большинстве йогических источников описывается как чувство, не имеющее границ.

И если с точки зрения йоговской философии у йогов есть моральный долг перед ВСЕМИ страждущими, то КАК помогать и КОМУ?

Где границы сострадания? Существуют ли они и нужны ли они? На этот вопрос нет простого ответа. С одной стороны, отодвигая страждущих (особенно «неудобных» и непохожих на нас) на обочину своего сознания и разделяя мир на «нас» и «их», мы лишаем себя возможности духовного роста, а тех, кому нужна наша помощь, – надежды. С другой стороны, еще Аристотель и Платон предупреждали нас об опасности сострадания без границ: без дисциплинированного подхода и для неподготовленного ума сострадание легко оборачивается в жалость, которая может затмить наше сознание и причинить боль и нам, и объектам нашего сострадания.

В йоговской философской традиции благотворительность называется Dāna – жест дарения того, что принадлежит тебе, тому, кто может принять твой подарок. Этот жест дарения не ожидает возврата или благодарности и избавляет нас от корыстных побуждений и страданий от эгоизма.

17-й раздел Бхадваты Гиты призывает нас дарить мудро через sattvikam dāna – просветленную чистую благотворительность, отдавая без ожидания возврата, в «правильном» месте и времени и тому человеку, который «заслуживает» такого подарка. Стих 17.22 предупреждает нас об опасностях «темного, непросветленного и разрушающего» дарения в «неправильном» месте, в «неправильное время» тем, кто этого «не заслужил». В более поздних источниках о Dāna, особенно средневекового периода, говорится о том, что дарить надо легко и без предрассудков – то есть не осуждая тех, кому даришь, и игнорируя их слабости (anasuya).

Найти однозначный ответ для такого неоднозначного вопроса невозможно. Каждая ситуация уникальна, и у каждого из нас свой моральный компас, возможности (финансовые и эмоциональные). Каждому из нас нужно изучить и ответить на этот вопрос самому.

Но начать можно, как всегда, с простого и малого. В одном из самых священных текстов индуизма, книге Tirukkuṛaḷ, написанной между 200-400 столетием до нашей эры, говорится о благотворительности делом (посредством тела), словом (посредством речи) и мысли (посредством ума). Tirukkuṛaḷ говорит о том, что яркая, искренняя улыбка, добрый свет глаз, приятные слова от чистого сердца, подаренные всем живым существам – это необходимые составляющие успешного дарения.

В джайнизме Dāna имеет 4 составляющих: Ahara-dana (пожертвование еды), Ausadha-dana (пожертвование лекарств), Jnana-dana (пожертвование знаний), Abhaya-dana (пожертвование через предоставление защиты от страха, убежища для тех, кто находится в опасности).

Перечитав много источников о сострадании, я все больше и больше прихожу к выводу, что самый эффективный путь к просветленному подходу в этом вопросе лежит через освоение двух ключевых элементов:

1. Тренировка сознания, ума и сердца для ровного и равного отношения ко всем живым существам. Если это слишком тяжело, можно начать с работы над намерением выработать такой подход. В этом нам помогут традиции медитации на сострадание из разных веков и источников;

2. Начать делать добрые дела для всех окружающих и не только для себя и тех, кого мы любим. Если у вас есть вредная тетя, подарите ей цветы. Улыбнитесь кассирше, обругавшей вас в метро. Сделайте бутерброд и подарите его цыганке просящей милостыню. Если при попытках сделать эти добрые дела вас захлестнут сильные негативные эмоции, увеличьте на минуту вашу медитацию на сострадание. Посетите класс учителя, который поможет вам в разобраться с тем, что происходит в вашем сознании, уме и сердце.

В размышлениях об этом вопросе меня вдохновила цитата из Книги Агни Йоги, «Надземное, 752»: «Нетерпимость есть исчадие невежества. Ничто не пресекает так достижений, как нетерпимость. Нужно с малых лет приучаться к терпимости. Около нее живет сострадание. Она утверждает лучший путь. Не следует отвергать спорщиков, если в словах их заключается доля правды. Пусть такая малая частица будет мостом соединения. Но нужно терпение, чтобы усмотреть такую долю правды». 

Самое главное сделать первый шаг. Вселенная поддержит вас.

Несколько идей о том, как можно начать:

Подарок времени:

  • Посидите с ребенком друга или родственника, которым необходимо отлучиться по делам.
  • Поделитесь своим талантом. Умеете фотографировать? Сделайте профессиональный снимок семьи своего дяди и подарите ему это фото.
  • Помогите племяннику научится кататься на велосипеде или выслушайте 16-ти летнюю племянницу (пусть уже в 20-й раз!) о том, как ее в школе обидели подруги.
  • Если у вас есть знакомые, которые в вашем городе не имеют семьи, пригласите их в гости во время праздника, чтобы скрасить их одиночество.

Подарки, сделанные в домашних условиях:

  • Соберите рецепты ваших бабушек и сделайте из них книгу семейных кулинарных реликвий. Подарите ее интересующимся родственникам на праздник.
  • Отреставрируйте семейное фото и подарите его маме, отцу, дяде или тете.
  • Умеете печь торты? Испеките торт и отнесите бабушке в вашем подъезде, у которой вот уже несколько месяцев не хватает пенсии на сладкое.

Подарки жизненного опыта:

  • Умеете и любите делать что-то хорошо? Научите других! Вышивка, торты, изумительные салаты, как правильно повесить картину или загрузить skype – вы будите удивлены насколько то, что вам кажется простыми навыками, будет принято с восторгом и благодарностью теми, кому такие навыки не даются легко.

Удачи вам в изменении мира к лучшему! Делитесь с нами вашими успехами, чтобы вдохновить других на распространение добра!

«Все живые существа желают счастья и не желают страданий. Подумайте о том, что в этом безначальном и бесконечном колесе нашего существования нет ни одного живого существа, который не был бы вашим другом и родственником сотни раз. Поскольку нет никаких оснований для любви к одним живым существам и ненависти к другим, мы должны развивать одинаковое отношение ко всем живым существам. Начните медитацию на широту души и сострадание, думая о человеке, к которому не питаете никаких чувств, а затем расширьте круг сострадания, включив в него и друзей и врагов». Этапы Медитации, автор – Камалашила (годы жизни: 740-795).


Автор: Ольга Йоффе Кашер – путешественник, писатель в свободном плавании, мама двух мальчиков и волонтер для ряда благотворительных организаций. С йогой дружит более 20 лет. Работает в области международных отношений и экономического развития.

Фото: tanakawho/flickr.com



Регистрация
Вход
Регистрация
Вход