Как обрести целостность
Еще до занятия йогой я интересовался разными практиками саморазвития. Начинал с оздоровительных: голодание, правильное питание, закаливание. Чистил печень по Малахову, выпивая масло с лимонным соком. Пробовал дыхательные техники животом и сокращения мышц тазового дна, начитавшись каких-то брошюр, попавшихся случайным образом. Дело это было давнее и информации подобной сегодня в свободном доступе не было, тем более людей с подобным опытом. Поэтому все делалось на свой страх и риск. Помогало ли это все? Наверно, да, подготавливая меня к дальнейшим экспериментам. Но в действительности, как я сейчас уже понимаю, интуитивно я стремился не оздоровиться, а преодолеть в себе что-то чужеродное, то, чем я не являюсь. Другими словами, я хотел стать осознаннее и внутренне сильнее.
Затем появился Кастанеда. Информация их его книг давала некую опору, помогала запустить осознание. Надевать куртку с непривычного рукава – как это просто, но эффективно! Первая медитация по Кастанеде – воспринимать мир с расфокусированными глазами – это было уже не просто. И все-таки шаманские практики, да еще и по книгам, меня не привлекали. Психология, философия, история – читал, искал, пробовал, но только когда нашел практическую информацию по работе с телом – йогу, я понял, что это действительно что-то настоящее для меня. Где-то через полгода начал заниматься по два раза в день.
Помимо все более появляющейся литературы по йоге и духовным аспектам жизни, продолжал интересоваться психологией. Постепенно стало приходить понимание что и как в действительности работает, но в большей степени не благодаря книгам, а опыту, и положительному и отрицательному. Спустя несколько лет упорных занятий Хатха-йогой, я так и не был удовлетворен. У меня появилось больше энергии, силы, перестал болеть, но чем более я начинал раскрывать и очищать свое тело, тем яснее я начинал видеть и переживать свои слабости, негативные мысли, страхи. Я поехал на випассану, надеясь, что она принесет облегчение. Но випассана научила лишь еще тоньше воспринимать ощущения и помогла продвинуться в понимании Хатха-йоги, как подготовке к новым состояниям сознания.
Далее, было холотропное дыхание, трансперсональная психология, Рами Блект в практическом аспекте прощения, смирения и благодарности родителям. Очень эффективно на начальном уровне. Потом встретил отличного процессуально-ориентированного психотерапевта – более глубокая работа. Потом стали приходить состояния медитации и пришло узнавание, что такое на самом деле чувствование и осознание текущего момента, правда, временами сменяющиеся состояниями уныния и депрессии. Конечно, линейной последовательности у всех этих практик не было, многое я осуществлял одновременно. В течение этого времени был еще и фридайвинг. Но все стало складываться в целостную картину.
С точки зрения общей психологии человек разделяется на три субъекта: природный, социальный и культурный. В философии – тело, ум, душа. В психоанализе – подсознание, Эго и суперэго или бессознательное, сознательное и сверхсознательное. Ну и так далее. Мы состоим из частей, находящихся в разных измерениях сознания. Мы расколоты, разбиты на эти части. И в зависимости от нашей наследственности в нас преобладает то или иное качество сознания. Сама наша жизнь – поле, на котором мы развиваем наше сознание, чтобы в конце концов собрать все части воедино и обрести целостность, которая приведет к осознанию себя одновременно и как индивидуальность и как всё, что есть вокруг. В психологии это называется «второе рождение личности», что, как мне кажется, близко к высоким уровням сознания в восточных духовных школах- самадхи.
Все практики: Хатха-йога, цигун, психотерапия и личностное развитие, Раджа-йога, медитация, а также созидательный труд – это средства для обретения целостности. И по большому счету все по отдельности к целостности не приведут. Хотя в действительности все зависит от внутренней зрелости – зрелости души, она уж найдет свой верный способ саморазвития.
Тем не менее, что для чего нужно. Хатха-йога – это база. Это узнавание себя как тела, наполнение собственным вниманием каждого уголка тела, каждой клетки. Это очистка энергетических каналов, для свободной циркуляции энергии и узнавание себя как энергии, развитие воли, как одного из основополагающих принципов для движения к развитию осознанности.
Психотерапия – это очень важный и незаменимый этап на пути к зрелости, а значит и к целостности. Мы должны вырасти как личность, осознать, принять и отпустить детские травмы. В древности психотерапия осуществлялась в виде следования указаниям жрецов, старейшин, мудрецов, в виде следования традициям и фундаментальным ритуалам перехода от подростка ко взрослому. Сейчас эту роль играют психологи, как ученые, развивающие науку, психотерапевты, как практические специалисты, но, к сожалению, далеко не в таком масштабе и не с такой глубиной и широтой. Что тут скажешь – Кали-юга. Наверно, это все уже было и повторяется в очередной раз.
Тем не менее, современные виды психотерапии на данный момент, на мой взгляд, эффективный и необходимый инструмент на пути зрелости личности, но максимально эффективны в совокупности с духовными практиками, которые воспитывают в человеке два незаменимых принципа развития-волю и любовь.
Про волю и любовь поговорим в следующих заметках.
Дмитрий Матвеев, преподаватель методики Йога23: https://www.facebook.com/guy2be
Фото: lamise/instagram.com