Как найти свой путь и предназначение?

Как найти свой путь и предназначение?

«Наша жизнь – огромный рынок с большим количеством дорог, по каждой из которых можно идти. Но если мы задаем Вселенной правильные вопросы, то следующий шаг становится очевидным».

Практические советы от близкого ученика великого Учителя йоги Свами Вишнудевананды Свами Шивадасананды, директора Международных Шивананда Йога Веданта центров в Европе.

Найти путь помогут интересные санскритские понятия – дхарма, кама, ардха, мокша.

Дхарма значит, что мы должны жить праведно, согласно этическим идеалам. Нужно найти свой путь в жизни, руководствуясь дхармой. Не идти путем коррупции, обмана. Это один из способов определить, куда нам не нужно идти. Придерживайтесь принципов дхармы. Каждому из нас эти принципы в чем-то близки. Кто-то понимает ненасилие, кто-то правдивость. И достаточно придерживаться одного из этих принципов, чтобы не свернуть с правильного пути.

Ардха – это не деньги, не благосостояние. Это принцип того, что у тебя есть крыша над головой и пропитание. Это наша обязанность перед самими собой, мы отвечаем за свою жизнь.

Затем идет кама – у этого слова плохая репутация из-за слова камасутра. Но это санскритское слово означает в широком смысле – эстетика жизни, красота. Нужно задумываться о том, что для вас значит эстетика жизни. Для кого-то жизнь неполноценна без партнера. Тогда нужно следовать этому принципу. Это может быть музыка, искусство, что-то прекрасное, что делает вашу жизнь полноценной.

И, наконец, идет мокша. Насколько сильны наши стремления к настоящему глубокому состоянию внутреннего покоя? Это не имеет отношения ни к общественной жизни, это не зависит от того, есть ли у вас крыша над головой, живете вы один или с партнером, студент вы или работаете. Это вы и ваш ум.

Эти четыре принципа могут вести нас по жизни. Эти принципы всегда могут помочь сделать следующий шаг. Наша жизнь – как огромный рынок с большим количеством дорог, по каждой из которых можно идти. Но если мы задаем Вселенной правильные вопросы: где путь Дхармы, где путь Камы, где путь Ардхи, где путь Мокши, то следующий шаг становится для нас очевидным.

Вопрос не в том, что каждый должен сам зарабатывать себе на жизнь. Может муж зарабатывать и обеспечивать вас, может быть и наоборот. Вопрос в том, чем мы занимаемся, проснувшись утром до момента отхода ко сну. Как мы проживаем свой день. Жизнь дает нам всю энергию, поддерживает нас, как ни назови эту поддержку – деньги, жилье или еда. Жизнь, природа дает нам все это. И вопрос в том, как мы это используем. Живем для себя или для других людей?

Используйте практики, которые помогают нам яснее понять наш путь и жить неэгоистично – это йога, сатсанги, книги. Главное – это заботиться о своей жизненной энергии (тамас, раджас или саттва). Потому что, если наша жизненная энергия на низком уровне, мы не можем думать о высоком. Большинство людей живут в сильной зависимости от своего тела. Энергетический уровень в теле будет определять их мысли. Поэтому очень важно поднимать уровень нашей энергии вверх. За счет практики асан и пранаямы. Это повышает уровень нашей энергии. И потом нужно тренировать свое позитивное мышление. Например, думать о том, какого рода мысли нам нужно развивать больше. Я был очень застенчивым, когда начал свой путь в йоге. И мне нужно было учиться вставать, говорить. Я преодолевал застенчивость, страх. Кому-то нужно развивать терпение. И для этого нужна энергия. Мы не можем заниматься этим просто так, потому что нам нравится идея «я развиваю терпение». Нам для этого нужно много энергии. И вот почему асаны и пранаяма так важны. Нам всегда хочется получить какие-то практические советы для саморазвития, только для ментальной работы. Но если у нас нет физического базиса, то поменять привычки нашего мышления, умственные паттерны, очень-очень сложно. Без асан и пранаямы это невозможно. Мы начинаем «летать» после йога-ритрита, но потом энергия идет на спад, если мы прекращаем заниматься. Необходимо практиковать.

Полезная привычка – планировать с вечера следующий день. Если мы просто просыпаемся и смотрим, что день грядущий нам готовит, то мы можем потеряться. Где мой якорь, мой корень следующего дня? Либо это должен быть автоматический ритм, мы знаем, что встанем достаточно рано, чтобы не сразу вливаться в рабочий процесс, а сделать свою практику перед началом дня. У некоторых людей есть сила воли так жить, в противном случае, нужно всегда искать для практики время. Помните, что делаете это ни для кого, и не против кого, я для себя. Иначе вы не принимаете ответственность за себя как за человека. Вот чему учит нас йога.

Хорошо завершать каждый свой день вопросом: был ли я полезен кому-то? Если ответ положительный, то все хорошо и стоит продолжать этот путь, но если отрицательный – то нужно менять свои ориентиры. Ещё важно давать уму пищу в виде более высоких идей. Читайте хорошие книги о возвышенных личностях, о их жизни. Или посмотрите сатсанги на youtube. Связывайтесь с более возвышенными мыслями, потому что мысли притягивают друг друга. Если мы только думаем о том, что мы делаем, мы можем в этом застрять. Йога не только о том, что хорошо, а что плохо. Йога – это об универсальной вселенской реальности и локальной, местной реальности.

Свами Вивекананда говорил, что не нужно особо переживать о своём пути и будущем. Просто концентрируйтесь в деталях на ближайших 5 минутах, за ними на новых 5 минутах. И так дальше. Карма не приходит неожиданно, она не падает на наши головы с голубых небес. Она идет маленькими шажками. Мы все были рождены в определённой стране с определенными талантами и склонностями, способностями. С этим нужно жить мирно. Не стоит стремиться к славе, будучи знаменитым уже невозможно заниматься йогой. Не живите в виртуальном мире йоги. Йога – это не сообщества в фейсбуке. Это что-то реальное. 

Нужно принимать жизнь, не особо думая о том, что я хотел бы быть кем-то абсолютно другим. Вот это и есть путь. Вот почему Вивекананда советовал думать о ближайших 5 минутах. Нам нужно распознать уроки, когда они преподносятся. А если мы живем в мечтах, размышляем о будущем, то мы не заметим их и ситуации будут вновь и вновь повторяться.