Как исцелить травмы насилия вместе с Кундалини-йогой

Как исцелить травмы насилия вместе с Кундалини-йогой

Как специалисту-психологу, много лет работающему с жертвами домашнего насилия, мне известно, что важным шагом к исцелению является умение обратиться за помощью и возможность открыто заявить о своей боли! При этом я не имею в виду обязательный рассказ личной истории широкой публике. Ведь вместо желаемых лекарств, сострадания и понимания, могут быть небрежные комментарии типа «сама виновата!». С другой стороны, в моей практике много примеров, когда испытавшие насилие, но прошедшие психологическую реабилитацию люди смогли открыто и безболезненно говорить о своем прошлом в группах поддержки, с друзьями и знакомыми, оказавшимися в такой же ситуации. Подобный принцип общения «от равного к равному» в лучшей степени позволяет выстроить доверительные отношения и открыться, сохраняя при этом чувство безопасности при обсуждении болезненных тем.

Крия. Тело – надежный дом.

Присутствующая на консультации 14-летняя девочка возмущалась: «Скажите ей, чтобы она отстала от меня! Шагу не дает ступить спокойно. Все лезет ко мне и лезет: сижу за компьютером – в сообщения подглядывает, разговариваю по телефону – за дверью стоит и подслушивает!». Мама девочки недоумевала: «Я не понимаю, зачем нужны эти границы? Мы ведь одна семья!». Женщине и вправду было очень сложно понять, поскольку в ее детстве границ не существовало: отец насиловал ее с 12-летнего возраста, пока в 16 лет она не убежала из дома. Что может знать женщина о важности границ другого человека, когда её собственные жестоко нарушались? Чтобы выстраивать здоровые отношения, нужно, в первую очередь четко понимать личные границы. Закладка этого фундамента происходит в раннем детстве, когда при помощи родителей ребенок учится распознавать и удовлетворять свои базовые потребности во сне, еде и безопасности. Благодаря занятиям йогой мы восстанавливаем ощущение физических границ, дающие нам чувства безопасности в собственном теле, в которое никто не может проникнуть без разрешения. Крия «Очищение, создание круга и границ» помогает обозначить личную территорию, чтобы контактировать с окружающим миром, а не проваливаться в него. Данный комплекс также очищает Ауру, основными свойствами которой является защита, записывание и хранение информации. Йоги Бхаджан говорил, что в Ауре отпечатывается весь сексуальный опыт, и женщина особенно восприимчива к отпечаткам мужской сути, даже если речь идет только о флирте.

Пранаяма. Вдохнуть полной грудью!

Когда я работаю с людьми, пережившими насилие, то часто прошу их обратить внимание на свое дыхание. Какова длина вдоха и выдоха? Дыхание поверхностное или глубокое? Расслабленное или учащенное? Поскольку психологическое состояние отражается в паттерне дыхания и наоборот – изменяя рисунок дыхания, мы влияем на свое настроение.

Одним из маркеров шоковой травмы является нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный – «это происходит не со мной», снижаются ощущения тела – «оно, как чужое», так человек пытается отойти от травмы. Но эта отщепленная часть личности продолжает жить и после ситуации насилия. В результате не происходит принятия ситуации, травматическое событие не завершается и личность не может чувствовать себя и действовать, как целостная. Осознанное дыхание – один из инструментов, позволяющих мягко возвратиться в состояние «здесь и сейчас», восстановить связь с телом и вернуть себя себе. При стрессе в теле напрягаются определенные мышцы, что делает дыхание поверхностным – используется только верхняя часть легких, а средняя и нижняя остаются не в удел. В такой же мере, вдохнуть полной грудью мешает парадоксальное дыхание, когда на вдохе живот втягивается и препятствует воздуху наполнять легкие. В обоих случаях легко помочь себе, выполняя долгое глубокое йоговское дыхание. Поверхностное и парадоксальное дыхание идут рука об руку с высокой частотой дыхательных циклов и с нарушением соотношения между вдохом и выдохом. Йоги Бхаджан предостерегал, что частота дыхания должна быть не более 8 циклов в минуту, а у жертв насилия она часто выше 20-ти. Наблюдая за дыханием своих клиентов, я заметила, что соотношение их вдоха и выдоха в среднем составляет 1:2. Подобный дисбаланс между «давать» и «брать» указывает на то, что человеку сложно взять что-либо из жизни (сделать вдох), так как взаимодействие с внешним миром имело опыт боли. Успокоиться, независимо от обстоятельств, и замедлить дыхание до 4 циклов минуту поможет Суниар Антар Крия.

Мантра. Песня любви.

Мастер говорил о важности сочетания дыхания с аффирмациями, молитвами и мантрами, объясняя, что это поможет сделать психическую энергию управляемой. В каждом, кто пережил насилие, живет жертва, выражающая себя через негативное мышление. «Со мной что-то не так», «я несчастный человек» – эти самоутверждения могут различаться, но суть их одна – замкнуть человека в его собственном страдании. Из этих личных негативных самоутверждений необходимо сделать аффирмации: так вместо «со мной, что-то не так» должно получится «я в порядке», а вместо «я несчастный человек» – «я счастливый». Использовать данные аффирмации с пранаямой можно так же, как и молитву. Для этого Йоги Бхаджан предлагал глубоко вдохнуть и обратиться с молитвой к своему высшему «Я», попросив у него все, что нужно, затем выдохнуть. Например, глубоко вдохните и, задержав дыхание, произнесите, как рекомендовал Мастер: «О, мое дыхание, о, дыхание моей жизни, мой друг, мой хранитель, наделяющий меня чувствительностью, принеси мне душевный покой, сделай меня здоровым, счастливым и благословенным. Даруй мне изобилие, красоту и понимание. Благослови меня». Выдохните. Аффирмации и молитвы работают по схожему принципу, что и мантры. Вот основной перечень мантр, помогающих справится с чувством страха, вины, усилить Ауру и создать чувство защищенности: Мул мантра, Ап Сахаи Хоа, Трикоди мантра, Ак хан Докар, Чаттр Чаккр Варти, третий стих из «Киртан Сохила», Ганапати мантра, Ра Ма Да Са.

Медитация. Научиться действовать, а не противодействовать.

Противопоставляя негативному самоутверждению позитивную аффирмацию, мы словно наклеиваем на рану бактерицидный пластырь. При ссадинах или царапинах антисептических свойств пластыря будет достаточно, чтобы исцелиться. Но если в ране заноза, то необходимы дополнительные процедуры по ее извлечению – наивно рассчитывать только на пластырь и на «авось, само рассосется». То же самое говорил Йоги Бхаджан про страх, который подобно занозе сидит в нашей ментальной ране: «Когда мы сталкиваемся со страхом, то стараемся противопоставить ему что-то творческое, делающее нас счастливыми и таким образом избавиться от страха. Но что происходит с самим страхом? Ничего. Ведь ты ничего с ним не сделал! А это означает, что, действуя таким способом, ты не будешь по-настоящему счастлив». У меня была клиентка, которая вспомнила об акте насилия в 28 лет, причем ровно столько было ее отцу, когда он надругался над ней, 4-х летней девочкой. Будучи ребенком она амнезировала болезненное событие. Впоследствии, вся жизнь женщины несла отпечаток этих подсознательных мыслей, руководя ее жизнью. По мере того, как клиентка прекращала противодействовать страхам, она избавлялась от них и приобретала контроль над своим поведением. Медитация является той самой дополнительной процедурой, дающей возможность извлечь «занозу» травмы. Мастер так говорил про медитацию: «Когда ты начинаешь медитировать, все отбросы выходят на поверхность. Так начинается медитация. Она очищает подсознание. Вся дрянь, скопившаяся внутри, каждая грязная деталь в твоей жизни проявляется в этой первой стадии медитации». Пережившим насилие людям бывает сложно закрыть глаза во время практики, так как это требует определенного лимита доверия к окружающим людям и миру – в таком случае глаза можно прикрыть на 1/10. В традициях Кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана есть различные медитации, очищающие подсознание, например – Махан Каал Крия, помогающая вернуть чувство невинности и освободиться от страхов.

Восстановление после травмы является трудной работой, и у каждого человека этот путь исцеления уникален. Надеюсь, что инструменты Кундалини-йоги помогут многим ускорить процесс заживления ран прошлого.

Примечание:

  • Кундалини-йога не является заменой психологической или медицинской помощи.
  • Новичкам практику Кундалини-йоги следует выполнять под руководством учителя.


Sampuranjeet Kaur (Юлия Кудрявых) − преподаватель Кундалини-йоги и практикующий психолог. Регулярно проводит психологическую консультативную практику с использованием традиционных и йогических методов помощи, направленных на улучшение взаимоотношений, поиск и раскрытие внутренних ресурсов человека.


Фото: caleyalyssa/instagram.com