Как духовные практики помогают в исцелении личности
Когда-то мне казалось, что психология и духовное развитие – вещи несовместимые.
Несовместимость эта рождалась в моей голове вследствие довольно ограниченного на тот момент Сознания.
С Востока к нам пришла идея о том, что наша личность – иллюзия, созданная Умом. Что как личности мы – лишь набор программ, обслуживающие эту личность.
Тут мы можем видеть и беспокойство за будущее, а значит все более усердное внешнее делание. И беспокойство за прошлое, а значит невозможность проститься со страхами, тревогами и убеждениями, не имеющими в Настоящем никакого смысла.
Идея об иллюзорности личности, как и любая идея, может быть как полезна, так и вредна.
Если человек не берет ответственность за свою жизнь на себя, а привык вечно всех обвинять в своих неудачах – такая идея станет для него оправданием своей безответственности.
Определить такого человека в общей массе современных экспресс-просветленных довольно просто. Практически на каждом шагу они гордятся своим сакральным знанием о том, что они – НЕ личность, а божественный Свет.
Для человека, остановившегося в своем развитии, сама мысль о том, что не надо никуда идти и ничего делать, очень согревающая.
Присвоить ее себе и жить согласно данной концепции – удовольствие, не требующее никаких усилий.
Если же данная идея попадает на более благородную и подготовленную почву, то для человека она становится не просто идеей, согласно которой можно жить, а инструментом, с помощью которого можно исследовать самые недоступные уголки своей психики.
То, что мы привыкли называть личностью – это и правда лишь набор определенный программ, проявленных в этом мире и создающих иллюзию непрерывного образа, который мы именуем словом «я».
Если духовная практика построена верно, то опыт разотождествления с личностью не заставит себя долго ждать.
И весь вопрос в том, что потом с этим опытом делать?
Любые инсайты случаются с нами в те моменты, когда мы лучше всего готовы их воспринимать.
И случаются они не просто так. А с целью интегрировать в нашу структуру новый опыт, чтобы на его основании мы могли выстраивать дальнейшую проявленную жизнь.
То есть одно только знание о том, что личность несовершенна, никак не сможет эти несовершенства изменить.
И знание это может навсегда и остаться лишь знанием, если оно не перейдет на уровень осмысленных действий и перемен.