Как айенгарщики с семинара ушли

Как айенгарщики с семинара ушли

Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них (Мф. 18:20)

Как айенгарщики с семинара ушли, или что одному хорошо, то айенгарщику — «мы это не делаем».

Мы все думаем и чувствуем по-разному. Тут дело и в телесной конституции, и в количестве прожитого/перечитанного/осознанного, и просто в складе мышления.

Аюрведа говорит о «дошах» — врожденных базовых энергиях, свойственных тому или иному человеку. Есть чистые доши (вата, капха, питта), есть их двойные или тройные сочетания. По-нашему, по-западному можно говорить соответственно о темпераментах человека. И всё это стоит учитывать, когда занимаешься с человеком, неважно йогой ли, высшей математикой ли или игрой на кларнете. Всегда полезно знать о своём ученике или видеть в нём при встрече чуть больше, чем среднестатистического человека.

Айенгарщики и энергопрактики

И вот, приезжают к нам в йога-центр ребята проводить семинар по медитации, работе с энергетикой, шаманским практикам. Мы, как работники йога-центра, просачиваемся внутрь, дабы ознакомиться с тем, что происходит на этих семинарах. С одной стороны, любопытной Варваре в Стоунхендже аджну пробудили, с другой стороны, а как же ещё учиться, как не посредством знакомства с такими вещами.

Отступая от текста, скажу, что взял у ребят интервью, которое, как я надеюсь, можно будет прочитать в газете «Вегетарианец». А сейчас я пишу несколько про иное.

Первый день семинар вёл высокий длинноволосый бородатый парень в кепке (или без неё, в зависимости от обстоятельств). Он рассказывал про свой путь в энергетику, про медитации, про остановку ума и многое другое, о чём я уже и не упомню. Помню только, что почти сразу ушёл в альфа-режим (гуглите метод Сильва, если интересно) и начал работу с визуализацией (чем мы забавляемся на нидре, к примеру).

Второй день семинар вёл его коллега, весёлый и приветливый человек. Вот там у нас случилось то, что случилось: пока мы сидели и слушали теорию (об управлении энергией, об энергетических каналах и эволюции человека), всё было ок. Когда же дело дошло до разминки, мы начали расходиться во мнениях.

Я, к этому моменту занимающийся уже 3 месяц йогой Айенгара, никак не мог понять, почему разминка ведущего вызывала у меня недоумение. Он энергично махал руками-ногами-головой и был счастлив. Его ученики, по крайней мере, большая их часть, были счастливы. Я же...

Я просто стал медленно, чисто по-айенгаровски разминаться, выполнять асаны или их элементы — всё это со скоростью наамфетаминенной улитки. Выполняя одну из поз, я заметил, что мои коллеги по центру делают то же, что и я. Нам не подходила слишком энергичная разминка ведущего, поскольку мы привыкли делать всё медленно и с расстановкой, осознавая каждую мышцу, чтобы не дай бог не надо-/оторвать себе часть тела.

Другие участники семинара, оглядываясь на нас, явно недоумевали — странные косящиеся взгляды я видел на себе постоянно. Когда же пошла практика управления энергией с визуализацией каналов в позе импровизированной тадасаны, мы трое, как по команде, исчезли в коридоре.

Айенгарщики и коллективный разум

Уже обсуждая произошедшее за чаем и ожидая окончания занятия, мы пришли к выводу, что наша йога нас удержала от дальнейшего участия. И дело не в том, что мы не хотим управлять энергиями, а в желании сначала поработать с телом, а уже потом переходить на работу с «нади». Плюс, меня не оставляло ощущение, что люди, занимающиеся йогой, рано или поздно переживают своё первое погружение в энергию без волевого включения ощущений и визуализации каналов. Интересующихся отсылаю к книге Гопи Кришны «Кундалини».

Меня заинтересовал больше всего именно коллективный — реально как по команде — исход йогов с занятия. В терминах энергопрактиков: нас «увёл эгрегор», я же полагаю, что практика йоги рано или поздно приводит людей к примерно одним и тем же выводам. В частности, к нежеланию быть пропеллером. И вам куда важнее становится размеренность и осознание, чем скорость разогрева тушки.

Узнав о термине «доши» из Аюрведы, я прикинул, что нас, трёх айенгаровцев, вывела оттуда ещё и доминирующая доша — у всех троих доминирует вата. Кому надо, понятие «доша» также прекрасно гуглится (как и всё остальное в этом мире).

Айенгарщики и отношение к жизни

Что я узнал после этого семинара? Итак, если вы достаточно долго практикуете йогу Айенгара, то рано или поздно с вами происходит вот что:

  1. Вы начинаете избегать резких движений.
  2. Усаживаясь на стул, вы поднимаете повздошные кости, подворачиваете бёдра и с каждым выдохом вырастаете в макушке.
  3. Вместо утренней зарядки вы сначала выполняете элементы асан по отдельности, а затем выполняете саму асану.
  4. Своим медленным и сосредоточенным выполнением асан вы вызываете зевотные спазмы у фитнес-тренеров, качков и учителей физкультуры.
  5. Вам в кайф делать всё медленно, сосредоточенно и продуманно.
  6. Всё это быстро распространяется на другие сферы жизни.
  7. Вы не становитесь на голову как минимум первые полгода-год. Ибо, как вы быстро осознаёте, здоровье (телесное, умственное и душевное) важнее достижений.
  8. В конце каждой выполненной работы вы благодарите тело за выполненную работу.
  9. Шавасана со стульями и кирпичами.

Приятной практики, и помните три основные заповеди Шри Айенгара (по версии автора текста):

  1. Терпенье и труд — в нирвану ведут.
  2. Тише йожишь — больше пользы.
  3. Поспешишь — никого не насмешишь, а больно будет.