Исток Востока: как Николай Рерих повлиял на сближение Запада с культурой Востока


Какой образ вы рисуете мысленно, когда слышите слово «мудрец»? Вероятно, вам представляется человек седобородый, с высоким лбом, сосредоточенным и устремленным вдаль взглядом… А ведь именно из этих деталей складывается самый знаменитый портрет Николая Рериха — выдающегося мыслителя, художника, культуролога и религиоведа.
Первые десятилетия XX века в России и Европе — время грандиозных перемен. Оно взывало переосмыслить то, что было сказано в прошлом, усовершенствовать уже известные знания и обрести новые. Отсюда — и загадочные произведения поэтов-символистов, и мистицизм, и увлечение различными духовными практиками. Многие люди, особенно творческие, предугадывали скорые изменения и томились в их ожидании.

Начало XX столетия ознаменовано и достижениями мыслителей, обладающих панорамным видением мира, уникальным умением видеть сквозь зыбкий, тревожный воздух того времени. Николай Константинович Рерих стал яркой фигурой XX века. Он не просто предчувствовал грядущие перемены. Он обладал Силой, способной менять. Сознавая в себе эту силу, Рерих поставил перед собой грандиозную цель: обоснование влияния Востока на культуру России и Запада.
Вернемся ненадолго в столетие девятнадцатое. Именно в ту эпоху происходило активное приобщение российского общества к культуре западной: в высших кругах распространялись идеи немецких и французских просветителей, были сделаны классические переводы иностранной литературы на русский язык. Обращение к восточной культуре, безусловно, прослеживалось и тогда: например, в творчестве поэтов-романтиков той эпохи. Так, поэма В.А.Жуковского «Наль и Дамаянти» была написана по мотивам Махабхараты — древнеиндийского эпического текста. Тем не менее, в XIX веке гораздо значительнее сказывалось на российском обществе влияние Запада.
Непосредственный интерес к учениям Востока проявился в России и западной Европе именно в XX веке, и во многом именно благодаря Николаю Рериху. В начале XX столетия интеллигенция находилась в постоянном поиске новых смыслов, именно поэтому обратила пристальный взгляд на экзотическую восточную культуру.
Восток вызывал трепетный интерес своей таинственностью и какой-то необычной, не свойственной западному миру хрупкой тишиной.

Николай Рерих увлекся изучением культуры Востока ещё в юности. В семнадцать стал изучать санскрит. Увлечение юности и стало крепким фундаментом для его последующих исследований…
«Восток — это сердце Мира», — так говорил мыслитель. Он был убежден: именно в той стороне света стоит искать источник мудрости. Согласно рериховским воззрениям, Восток был так называемым резервуаром нашей планеты, способным напоить жаждущих новыми истинами. И пока в мире вокруг назревали социальные потрясения: мятежи и революции — Рерих был увлечен идеей о всемирном взаимодействии между странами, между культурами и — главное — между людьми! Пока события вокруг разобщали, он стремился объединять.
Еще в начале XX века Николай Константинович начал составлять план масштабной экспедиции по районам Центральной Азии, однако начавшаяся в 1914 году Первая мировая не позволила ему осуществить задуманное. Мечта исполнилась только в 1923 году: Рерих предпринял Центрально-Азиатскую экспедицию, в ходе которой предполагал выявить связь между Востоком и Западом через духовное и культурное взаимодействие. Вот как сам мыслитель описывал главные задачи экспедиции в своих путевых заметках: «Проникнуть в тайны Азии, в тайны философии и культуры этого безмерного материка».
Особый интерес у Рериха вызывало изучение буддизма как вероучения, оказавшего влияние на многие центры Азии, и, в частности, йоги как одной из основ восточной философии.
Маршрут экспедиции брал свое начало в Индии, пролегал через Тибет, по малоизученным районам Китая, Казахстана, затем по территориям России и Монголии. Предусматривался экспедицией и обратный путь — в Индию. Вместе с Николаем Константиновичем в экспедицию отправилась его супруга, Елена Ивановна Рерих, и двадцатилетний сын Юрий, который к моменту начала экспедиции уже владел двумя древнеиндийскими языками — санскритом и пали.

Талант Рериха заключался в его способности разглядеть, обнаружить сопричастность там, где другие и не предполагали ее искать: «Вы узнаете родственные связи в фольклоре Тибета, Монголии, Китая, Туркестана, Кашмира, Персии, Алтая, Сибири, русских степей <…> Венгрии, Германии, Франции», — писал Николай Константинович в путевом очерке «Подземные жители».
Прочтите цитату еще разок. Не нашлось ли среди названий экзотических стран и одного знакомого, родного, близкого?..
Алтай. Загадочный, холодный российский край, расположенный на стыке Южной Сибири и Центральной Азии. Именно Алтай Рерих называл местом объединения России с Востоком. Неслучайно сборник своих полевых дневников он так и назвал — «Алтай-Гималаи».
«Два магнита, два равновесия, два устоя нашей планеты», — так Николай Константинович мысленно связывал Алтай с миром Востока.
Рерих выявил необыкновенную связь между самыми высокими точками сибирской и гималайской горных систем — Белухой и Джомолунгмой (Эверестом). Мыслитель неоднократно отмечал, что в ходе исследований алтайских гор, проводимых в 1926 году в рамках Центрально-Азиатской экспедиции, участниками были обнаружены глубокие пещеры, которые, по мнению Рериха, могли связывать горную систему Алтая с Гималаями.
На знаменитой картине из алтайской серии — «Чудь подземная» — художник изобразил людей, спускающихся в самые недра гор. Кто эти путники? В своих дневниках Рерих давал подсказку: «Во многих местах Центральной Азии, — писал он, — говорили об агарти — подземном народе, который прокладывал подземные пути глубоко в горах».
На первый взгляд может показаться, что это — просто вымысел, созданный человеком с необычным, духовным видением мира. Но правдоподобность, искренность дневников Рериха убеждает в обратном. Мыслитель отмечал: «Мы думали, что и ковер-самолет из сказок принадлежит только детям, но вскоре поняли, что хотя каждая фантазия по-своему ткет прекрасный ковер, украшающий жизнь, тем не менее именно этот ковер несет следы великой реальности прошлого». Вот оно как: каждый находит истину там, где стремится ее отыскать. Пожалуй, именно это пытался донести до нас Рерих всеми своими открытиями.

Поражало Николая Константиновича и то, что Белуха и Джомолунгма расположены на одном меридиане. Таким образом, необыкновенное взаимодействие между холодным Алтаем и горячим сердцем Востока, Гималаями, он подчеркивал неоднократно.
Период Центрально-Азиатской экспедиции стал для Рериха одним из самых плодотворных. Он проявил себя и как выдающийся художник, и как ученый-этнограф, и как философ. Исследуя традиции восточно-азиатских народов, выявляя удивительные скрещения культур, верований, обычаев, он все больше и больше убеждался в необходимости общечеловеческого знамени, которое стало бы основой для сближения западной и восточной культур.
Синтезом самых светлых проявлений человеческой сущности явилось для Николая Константиновича искусство. В 1929 году, по завершении Центрально-Азиатской экспедиции, он начинает разрабатывать Pax Cultura — символ мирового объединения, известный ныне как Пакт Рериха. Искусство — вот где, по его мнению, скрещивались, смешивались разные культуры. Основная задача Пакта — «покровительство» над всеми объектами культуры разных стран, их повсеместная защита. Идею мыслителя приняли воодушевленно многие выдающиеся деятели XX столетия: Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Бернард Шоу.
В 1933 году в Вашингтоне была проведена третья конференция Пакта, а в 1935 Пакт Рериха подписали более чем 20 стран. В 1954 договор лег в основу Гаагской конвенции по защите мировых культурных ценностей, действующей по сей день. Можно говорить о том, что Пакт Рериха — первая инициатива, посвященная всемирной охране культурных ценностей и нашедшая отклик у многих стран международного сообщества. Пакт позднее был усовершенствован в конвенции по защите культурных ценностей ЮНЕСКО.
Наряду с самим Пактом Николай Константинович разработал символ культурного объединения — Знамя Мира. Окружность амарантового цвета, лежащая на белом полотне, заключала в себе три красных круга. Сам мыслитель находил множество смыслов Знамени, подчеркивая его синтетическую концепцию: это православный и католический символы Святой Троицы, и знак трех сокровищ Востока (Триратна), и олицетворение первоочередных жизненных принципов: Истина, Красота, Справедливость.
Знамя Мира несло в себе не только идею охраны сокровищ культуры разных стран, но и призыв ко всеобщему единению. И сейчас Знамя можно увидеть на многих культурных объектах разных стран. Он, этот неброский на первый взгляд символ, даже в космосе побывал!
Во время Центрально-Азиатской экспедиции совместными усилиями Николая и Елены Рерих составлялась и серия учений Живой Этики. Существует версия, что основы этого учения были переданы Рерихам от восточных мудрецов — Махатм. Особый интерес вызывает одна из книг — «Агни-йога». Положения умения интересно сравнить с воззрениями древнейших мудрецов, впервые обосновавших философию йоги.

В учении сказано: «Хатха-йога не должна рассматриваться как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа-йогу». Концепция, выдвинутая Рерихами, сопоставима с восьмиступенчатой системой йоги Патанджали, в которой путь йогина также рассматривается как постепенное духовное восхождение. Рерих не стремился создать принципиально новую систему йоги. Его задачей, как и раньше, стала попытка «синтеза всех йог». Так, в предисловии к «Агни-йоге» находим: «Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева, они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем». Рерих стремился создать систему йоги, которая могла быть понята его современниками, людьми Запада, малознакомыми с древнейшей йогической философией.
Как сейчас, так и тогда изучение культуры Востока во многом опирается на материал, впервые найденный, зафиксированный и обоснованный Николаем Рерихом. На вдохновенных, наполненных красочной тишиной рериховских картинах Запад впервые увидел загадочные восточные горы, в частности — горы неизведанных ранее районов Тибета, которые исследовал Рерих. Он был первым, кто изучил области Великих озер, лежащих севернее Трансгималаев. Рерих отмечал, что некоторые пути, вдоль которых продвигалась его экспедиция, были нанесены на карту лишь пунктиром. «Значит, этими путями никто раньше не ходил», — отмечал Николай Константинович.
На Тибете Рерих впервые обнаружил мегалитические сооружения древнейшей первобытной религии тибетцев. Их он также изобразил на одном из полотен — «Доринг. Тибетский менгир».
Обычаи кочевых народов Азии, специфику их быта, обряды, верования последующие поколения этнографов, историков и археологов могли изучать благодаря многочисленным заметкам Николая и Юрия Рерихов, объединенным позднее в путевые дневники.
Таким образом, Рерихами был собран богатейший научный материал, который послужил истоком, основой дальнейших исследований Центральной Азии западными путешественниками.
Каждый по-разному чувствует дух времени. Николай Рерих был из тех, кто искал в этом духе только Свет. Свет как основу жизни. Свет, способный объединять. Отыскав его однажды, Рерих поделился этим светом с современниками. Доходит он и до многих из нас, людей XXI столетия. Мы с неизъяснимым душевным ликованием продолжаем всматриваться в загадочные рериховские полотна и изучать полевые дневники мыслителя, старательно подчеркивая карандашом новые истины, нашедшие отклик в наших сердцах.
Фото взяты из дома-музея Николая Рериха на Алтае (Верхний Уймон)



