Как импровизировать в йоге?
Ни одна импровизация не даётся мне так хорошо как та, которую я готовил три дня. Марк Твен
Вы когда-нибудь бывали на джазовом джем-сешен? Музыканты – все, кто случайным или неслучайным образом собрались, выходят на сцену, пара кивков головы, непереводимая игра слов, загадочные улыбки, настройка инструментов… и one-two-tree-go! Без всякой репетиции, часто впервые в таком составе, ведомые дорогой мелодии, музыкальным слухом, опытом и вдохновением, словно спрашивая: а если я так, ты что мне ответишь – они на глазах рождают новое, удивительное, уникальное. То, что никогда не повторится. Я без ума от этого жанра.
Я знакома с удивительной женщиной – педагог из центральной Австралии, которая 30 лет работает с детьми аборигенов, строит школы, путешествует. Мы разговорились с ней о том, какая в сущности несусветная глупость – учебный план. Как можно всех детей, вне зависимости от их уровня развития, талантов, интересов учить по одному, для всех одинаково написанному взрослыми плану? «Ведь должен же иметь право на существование свободный поток, в котором слышны потребности детей, который на них реагирует, подхватывает и выносит на новую высоту?» – спрашивала я. Он не только имеет право на существование, на Западе он существует уже десятки лет. Emergent curriculum – учебный план, возникающий в процессе занятий. Я изучила тему. Так родился мой йога-театр.
Родился интуитивно, в процессе работы. Параллельно я узнавала, что современные психологи используют понятие «свободной импровизации» для работы с детьми и взрослыми, а Станиславский (раз уж мы заговорили о театре) придавал огромное значение упражнениям на «если бы», был убежден, что с «если бы» начинается всякая образная жизнь, что оно не просто переносит человека в воображаемую ситуацию, но «магически оживляет весь его умственный и чувственный опыт», что импровизация активизирует возможности, избавляет ум от инертности, дает жизнь творчеству. Представляете, какие возможности это открывает для развития потенциала ребенка, его личности?
Пространство моего занятия с детьми – это фантазия, игра, превращения, горящие глаза и бесконечные «А давай?...». Что, впрочем, исключает вседозволенность или неуправляемость. Наоборот. В этом как раз главный интерес и вызов для учителя – имея знания предмета и методики – то есть КАК детям дать и какой материал, за доли секунды предложить сюжеты, идеи и затеи, которые подхватят детские «а давай!». Ну например, тема занятия – путешествия. «Куда мы сегодня отправимся?» – спрашиваю я. «В Индию! А потом в Африку!». Отлично. Как в супер-мега-ускоренном кино в моей голове проносятся сказочные способы добраться в Индию, а потом в Африку – на ковре-самолете, на серф-доске, на воздушном шаре. Все виды индийской и африканской фауны, которую мы встретим в путешествии, – и какие из представителей этой фауны хорошо «ложатся» на позы йоги. Все ощущения: жарко, необычно пахнет, и да – какие звуки природы есть в моем iPhone на тему Африки и Индии. И дети хотят в Индию – на родину йоги – это ж столько всего еще можно попутно рассказать! Вот так, как яркая вспышка, рождается план занятия. В нем есть все, что «положено»: дыхательные и расслабляющие техники, позы на силу и баланс, растяжки и скрутки, парные и групповые асаны и больше: сенсорная интеграция, звукотерапия. Но если их давать не под индийско-африканским соусом, дети заскучают. Тот же набор асан был бы неинтересен, сложен для выполнения, нечего вспомнить, нечего рассказать дома, не за чем вернуться в следующий раз.
Импровизация, конечно, невозможна на ровном месте. Каждая новая а-давай-игра позволяет не только детям раскрыться на новом уровне. Она и меня стимулирует больше учить, больше знать, больше интересоваться не только собственно предметом йоги, но и детскими интересами. Потому как в Индию или в Африку не вопрос. А если завтра а-давай случится на сюжет мультфильма, который я не смотрела? Мне, кстати, приходилось творчески выпутываться из подобной истории, получилось весело, но ощущение, что я чуть не провалила миссию, осталось. Но и это цветочки. Высший пилотаж – это импровизация неведомого.
Из самого свежего: на прошлой неделе в процессе йога-игры был рожден неизвестный науке зверь – чифлиник. Про него изначально было известно лишь то, что он говорит “кли-кли”. Дальнейшее развитие событий пересказывать не буду – оставляю вам удовольствие пофантазировать на эту тему. И изобрести свою асану чифлиника. Поверьте, в ней так свободно дышится!
Анастасия Кокеева, сертифицированный преподаватель YogaKids, совладелеца семейной студии Кокоша&Co
Фото: istock.com