Игры ума: как йога помогает с ними справляться

Игры ума: как йога помогает с ними справляться

В йоге есть момент – уж не знаю, со всеми это происходит или нет – когда ты впервые расслабился полностью и на тебя повалили образы. Так случилось со мной первый раз. После образов может быть что угодно: блаженство или что-нибудь ещё, о чём ты пока даже представить себе не можешь. Но вот где-то за этим всем может прийти ужас.

Беспокойный ум – бич всех начинающих йогинов. Он боится потерять контроль над всем подряд: телом, ситуацией, окружающими людьми. И ещё он отличный манипулятор, способный на пустом месте построить целую теорию, почему что-то хорошо, а что-то не очень.

Продуктами такого ума, особенно коллективного, являются разного рода представления, часто не соответствующие абсолютно действительности, шаблоны. «Все мужики козлы». Узнаёте? «Все бабы дуры». Слыхали такое? «Все евреи (подставить нужное)». Бывало с вами такое? Эта штука предостерегает от всего подряд. Решил ты что-то сделать, она волнуется, что с тобой что-то случится и мешает. Если сделал, то она волнуется, как бы у тебя это не отобрали, к примеру.

Реактивный ум – как его называют, кажется, саентологи – способен довести человека до сумасшествия. Что это такое и почему он так живо может портить людям жизнь, один Г-сподь в курсе, но его контролирующая стезя зиждется на всей когнитивной системе человека: на его знаниях, на его представлениях, на рефлексах и так далее.

Зачем он нужен нашему виду, я лично теряюсь в догадках, но особенность ума в том, что если ему дать достаточно вкусную для твоего организма мысль, он из неё способен развить целую историю, создать целую реальность на основе каких-то странных установок. Хуже всего другое – ум заставляет во всё это поверить, гипнотизирует, и, если человек выходит хотя бы частично испод влияния этого гипноза, начинается настоящая ломка. А в случае занятия йогой на каком-то этапе может начаться активация этих установок.

Ум может постараться вернуть тебя на место, заставить сдаться, поверить в то, что у тебя нет никаких сил. Ум, как часовая бомба – может уничтожить человека, разрушить его личность изнутри. Пока ты живёшь в согласии с установками – всё ок. Как только ты выходишь с привычной колеи, он может сорваться с цепи, как дикая собака и направить на тебя всё, что есть у него в арсенале, что выходит далеко за рамки привычных «кнута и пряника».

И ещё… всё это может стать причиной жутких психосоматических вывертов, особенно если вы человек чувствительный к внушению или просто эмпат. Установки ощущаются как чёрные структуры где-то в подвалах сознания. Они не являются частью «когнитивной системы», а что-то вроде «почвы», на которой стоит человек, будь он хоть распоследняя сволочь. И самое интересное, что эти установки, эта «почва» может стать основанием для самого дикого действия и одновременно «оправданием» для этого действия.

Рано или поздно занимающийся йогой столкнётся с проявлениями этого ума. Худо то, что вытащенный на свет ум начинает суетиться и посылать импульсы в разные зоны тела, чтобы всё вернулось на круги своя. И некоторые действительно уйдут, может даже многие. Просто потому, что ужас от этого чисто животный, практически ужас сравнимый со страхом гибели. И тут вскрывается самое интересное: ум боится умереть.

Так, по крайней мере, случилось у меня. Обстоятельства жизни толкнули меня к пересмотру собственных принципов и мне открылись очень забавные вещи, о которых я не то, чтобы не знал, но как-то всегда обходил или обтекал их. Теперь я смотрю им в лицо, йога оставила меня беззащитным перед собственными страхами, установками и потаёнными желаниями. Тень вырвалась наружу. Или это не Тень?

Однако йога даст и другое – понимание. Никакой психоанализ не позволит пережить связку «ум-тело», как подобные психотехники. И где-то внутри этого рано или поздно проснётся осознание, откроется «зрение», умение останавливать внимание и наблюдать, как ум беснуется в глубине твоего тела, создавая такие завихрения, что никакой чёрной дыре не снилось.

Что будет дальше, я не в курсе. Но меня так занимает связь «ума-тела-языка», что я не могу не пойти дальше по этой странной для себя дороге. Теперь я вижу это на собственном опыте.