Держаться корней

В конце лета волею судеб я попала в Псково-Печерский монастырь. Место не просто сильное, а очень сильное. Провела я там три дня. Жила в доме паломников, переоборудованном из бывших солдатских казарм.

Конец августа − время поста перед большим для Печор праздником Успения Богородицы. Так что в трапезной на завтрак − овсяная каша, сладкий черный чай и удивительно вкусный монастырский хлеб. На обед − жидкие щи, все тот же хлеб и простой салат из консервированной кукурузы и соленых огурцов. В городе от такого я однозначно отворочу нос. Но здесь было вкусно.

Между молитвами мы трудились. Послушание − некая работа, которая дается на день. Мне досталось перетаскивать камни. Отец Алексий − крепко сложенный и, признаюсь, красивый мужчина с улыбкой заметил, что это одни из самых драгоценных камней в моей жизни. Как же мне тогда было тяжело, в жаркий полдень, в неудобной для такого занятия длинной юбке и в платке на голове! И как же прав был отец Алексий… Кроме работы нам удалось и погулять по Святой горке, усыпанной яблонями, среди которых резвились ручной олененок и маленький галчонок, который был никогда не прочь поживиться монастырским хлебушком. Нам также выдалось сходить в Богом зданные пещеры, куда, надо сказать, пускают не всех туристов, а только по особому благословению батюшки. Ничто в этом месте не происходит случайно. Ни оброненная фраза кого-то из стоящих поблизости в храме, ни мысль, пришедшая у мощей преподобной Вассы − жены основателя монастыря, ни все те новые чувства и эмоции, которые я испытывала в этом удивительном месте.

С 6 до 8 каждое утро я исправно стояла в храме, вдыхая запах ладана и любуясь православными иконами. На второй день вечером что-то непреодолимо потянуло меня на исповедь. И как-то неумело я пробормотала этому странному человеку в длинной рясе с густой бородой и удивительно добрыми глазами о своих грехах. На тот момент мне искренне казалось, что не так уж их у меня и много. А после последней утренней службы я причастилась. Такое в моей жизни произошло впервые и не случайно. Что-то очень сильно изменилось. Или кто-то… Возможно я сама?

В последний день перед отъездом мы поехали в соседний городок Изборск, где гуляли весь день. Один раз вкусно пообедали и не менее вкусно поужинали. Истинно русская кухня оказалась не хуже любимой итальянской. Чувствуются свежие натуральные продукты и любовь, с которой готовят здесь даже в простых деревенских трактирах. Одни вареники с картошкой и грибами чего стоят! Мы купались в источниках, гуляли по крепости и вдоль озера. Ходили на водопады и долго сидели на вершине холма. Собирали медовые сливы прямо у дороги и фотографировались в кустах калины. Осматривали старое городище − город тысячелетней давности − и валялись в траве…

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», − крутилось у меня в голове. Эврика! Это же именно то, чего мне так не хватало. То, о чем я говорю и что практикую последние два года. Корни. Основа. Фундамент. Связь с родом, традициями, своей родной землей… Это именно то, что я искала и никак не могла найти. Ни в Азии, ни в Европе, ни на каких лекциях и семинарах, ни на каких занятиях и ни в каких медитациях… Я почувствовала всем сердцем и всей душой, что я − русская. И мне больше не стыдно за это, нет. Как бы громко это не звучало, но я нашла, откопала в своей душе это так глубоко спрятанное чувство любви к Родине. Какой бы она ни была − как мать-алкоголичка, как отец-уголовник, как муж-насильник… Но я наконец-то могу любить ее. Такой, какая она есть. По-детски чисто. Наивно. Безусловно. Любить, просто потому что она есть − моя родная земля. Не критикуя. Не оценивая. Не пытаясь изменить.

Быть может я выбрала родиться именно здесь, потому что это сложнее? Любить такую Родину. Любить хорошее, вкусное, белое и пушистое легко. Но можно ли искренне любить и принимать (не одобрять нет!), а именно принимать то, что есть в России? Беззаконие, грязь, пошлость и разврат? Ложь, клевету? Можно ли это принимать и безусловно любить? Каким огромным и сильным должно быть в этом случае сердце? Какой мудрой и чистой душа? Могу ли я проявить эти качества? Хватит ли у меня силы, терпения, мудрости и сострадания? Я не знаю, но буду просить. Ибо ощущаю всем своим существом, что в этом и только в этом − ключ.

Любить… Вот он тот самый секретный ингредиент. Вот чего не хватает в наших околодуховных практиках и в том числе в йоге. По крайней мере, в той ее интерпретации, которая имеет место быть. Конечно, я не знаю всех школ и преподавателей. Я ни в коей мере не осуждаю, напротив, благодарю всех тех людей, которые занимаются йогой, которые ее развивают и преподают, которые снимают фильмы, пишут и переводят книги, организуют мастер-классы. Все это замечательно. Но что если сделать следующий шаг и посмотреть внимательно, вглубь самих себя: сколько истинной Любви в том, что мы делаем? В наших семинарах и фестивалях, в наших красивых фотографиях асан в социальных сетях, в наших разговорах о пользе чудесной специи «кардамон» и благости молочных продуктов? Мы не едим мясо, но не проявляем ли мы каждый день насилие в более тонкой его форме по отношению к родным и близким? По отношению к самим себе? Мы пьем травяной чай, ходим в белом и благостно улыбаемся, но есть ли рядом с нами Бог?

Вы знаете, я вдруг увидела. А после 12-ти лет практики, после всех этих крий, виппассан, шаткарм, пранаям, раскрытия чакр, включения каналов, мастерского исполнения асан, после километров прочитанных книг сделать это было непросто. Но я увидела, что в реальной жизни от Бога я далека. А значит я далека и от Любви. Истинной. Настоящей. Это не хорошо и не плохо. Весь мой предыдущий путь и полученный результат − это с одной стороны проявление моей свободной воли, а с другой стороны − действие Тотальности, Единства или Божьего промысла, что суть одно и то же. Все есть так, как есть и не может быть иначе.

В то утро на последней службе в Псково-Печорском монастыре что-то вдруг переключилось. Я ощутила присутствие Бога в своей жизни. Наполненность его Любовью. Единство со всем сущим и тотальное доверие к происходящему. Я могу ошибаться, но наверное это и есть Вера. Это все прописные истины. Но на сей раз я не прочитала, не осознала, не придумала, нет, все проще − я почувствовала. Не в ашрамах на берегу Ганги, а в русской православной церкви, не на Випассане в Тайланде, а в молитвах Иисусу Христу, не в пуджах Шиве и Сарасвати, а в блеске свечей перед иконами Богородицы, не в ароматах индийских благовоний, а в запахе ладана. Не в практике йоги, а в библейских заповедях и в строчках Евангелия. Возможно, потому что это − свое родное? Близкое, но такое далекое. Потому что давно забытое. А потому исковерканное, извращенное, недопонятое. Неоднозначное, смутное, а сейчас еще и совсем не модное. И мы мечемся, благо возможности позволяют, по всему миру, по ашрамам и монастырям, семинарам и фестивалям, тренингам и коучингам, пробуем одну систему, другую, третью. Немного асан, ведические лекции, немного медитаций из буддизма, детокс-программа, лекции о космосе и нейронах в мозге. Я не уверена, но не заменяет ли нам поиск пути сам путь? Не подменяем ли мы Бога разговорами о нем? И не принимаем ли за Любовь представление о ней?

Много ли среди нас, практикующих йогу, тех, кто полностью всегда и везде соблюдает правила ямы и ниямы, истово практикующие аскезу, пранаяму, медитацию, не только на словах, но и на деле? Я таких людей не видела. Много ли среди православных христиан, живущих по заповедям, мусульман, соблюдающих Коран? Пожалуйста, давайте будем честными по отношению к себе. Мало. Или почти нет, не так ли? И это не осуждение, отнюдь. Это просто констатация факта. Мы живем в мире, который сильно отличается от того места, где зародилась йога 2000 лет назад.

«Освобождает искренняя устремленность, а не теория», − говорил Нисаргадатта Махарадж. И я с ним полностью согласна. Но у нас нет этой самой искренней устремленности или мы не видим ее. Мы не умеем и, хуже того, не хотим быть честными по отношению к самим себе. Мы искусно обманываем сами себя, прикрываемся разговорами, мыслями, рассуждениями о чистом и светлом, высоком и духовном, умном и великом. Но где мы здесь? Кто мы сейчас? Что мы на самом деле делаем в этот единственно реально существующий момент?

Один мой знакомый с пренебрежением сказал: «Да что ты знаешь о Шиве, у тебя нет этих самскар». Наверное, ничего не знаю и наверное нет. У моей души есть какой-то другой опыт, и именно поэтому она выбрала родиться здесь, в России. Может быть, и ваши тоже? Я не утверждаю этого, я спрашиваю… Нужно ли нам много знать о Шиве и Кришне, практикуя йогу? Кому-то да. Безусловно. Кому-то надо знать Аллаха. Кому-то Иисуса Христа. Я не призываю к какой-то одной религии. Я вообще не призываю ни к чему. Я просто напоминаю, что здесь, на Земле у нас есть выбор. А до Неба заборы в любом случае не достают. Заборы и Ограждения − в умах. Истинная Вера и Любовь − всегда в сердце.

Я согласна с теми, кто заявляет, что все мастера ушли. Я не знаю, может быть они и не ушли, но точно спрятались. По причине того, может быть, что сейчас наступает то время, когда каждый сам должен стать мастером? Учителем в первую очередь самому себе? Сформировать свою практику, таким образом, чтобы она была эффективной, но самое главное искренней и честной? Может быть наступило время сделать следующий шаг? Возможно пришло время, аккумулируя полученный опыт творить что-то новое? Но не создавать новую систему внешних ценностей, а творить внутри? Быть, быть, быть, а не казаться. Творить, проявляя свою свободную волю. Делать выбор. Жить.

Жизнь − вот, что самое важное. То, что есть. Здесь и сейчас. Не то, что происходит на коврике для йоги и не то, что происходит на службе в храме. Это то, что происходит в моей душе каждую минуту, каждую секунду, каждый момент. Это то, какой выбор я делаю и куда двигаюсь. И для меня вдруг стало абсолютно понятным, что двигаться можно и нужно только в одну сторону. В сторону самой жизни. К Богу. В Любовь.