Ашрам Ошо: записки саньясина.
В моем понимании слово «ашрам» подразумевает очень демократичную плату и минимальные материальные вложения. Так, например, было в ашраме Саи Бабы в Путтапарти: все просто, без излишеств, чисто, аккуратно, вкуснейшая и дешевая еда. Но в ашраме Ошо (прошу прощения, медитационном курорте) все было по-другому: другие правила, другие понятия, другая концепция.
И я была против. Но... Все поменялось после первого дня пребывания в нем.
Сразу оговорюсь, что мне никто не платит за эту статью. Рассказываю об этом я потому, что мне там очень понравилось. Быть может, и вам захочется испытать это на себе. Рассказываю, потому что не рассказать об этом считаю практически кощунством. Хорошими вещами нужно делиться.
Как получилось так – от неприятия ашрама до принятия саньяса?
Наверное, сначала надо разобраться с тем, что такое саньяса, кто такой саньясин в принципе, и кто такой саньясин в понимании Ошо. Нет, не то. Хочу начать с того, о ком могу говорить бесконечно, но не словами, а, скорее, молчанием, таким же безбрежным, как и его имя, означающее «океан».
Как только его не называли. Один из самых влиятельных фигур 20 века. Мистик. Очень опасный человек. Мастер. Гуру. Багаван Раджниш. Сумасшедший Бунтарь. Просветленный. Пробужденный. Озаренный. Как рассказывал Ошо в своих воспоминаниях о детстве, сидя в кресле у своего дантиста, два человека написали о нем по книге: немец утверждал, что Ошо никак не просветленный, а озаренный, в то время, как голландский профессор утверждал обратное. «Нееет, − говорил он в своей книжке, − Ошо совсем не озаренный, а просветленный». Он предлагал им встретится друг с другом и выяснить эти вопросы в рукопашную, а его оставить в покое, и при этом хихикал, как ребенок, которого он нес в душе до последнего вздоха.
Я впервые услышала об Ошо от подруги, которая зачитывалась его книгами. Я присоединилась, но тут же была возмущена. Такой уж Ошо, его высказывания не могут оставить равнодушными. Они вызывают бурю негодования, несогласия, непонимания, которое на удивление со временем превращается в откровение и любовь к этому великому бунтарю, подарившему человечеству безусловную любовь и бескрайнюю мудрость.
А как же 90 Роллс-Ройсов, спросит кто-то. Да, они у него были, в Орегоне, где существовала его коммуна в течение трех лет, пока власти США не посчитали Ошо врагом №1 и не выдворили из страны. Один из автомобилей до сих пор стоит в ашраме (как бы это место ни называлось в современной Индии, для меня и многих это – ашрам, и точка). И этому есть объяснение, такое же прикольное, каким был и Ошо. Но об этом как-нибудь в другой раз.
До последнего момента уникальное чувство юмора Ошо пронизывало каждый его шаг и слово. Сколько можно в мире встретить гуру, настоящих, которые могут шутить как сапожник (нет, круче) и в то же время оставаться невинными, как кузнечик?
Я продолжала читать книги, коих большое количество – около 600, ни одной из которых он не написал сам (это транскрипты его бесед, встреч с последователями). Мудрость каждой строчки, смелость высказываний, откровения, который совпадали со многими мыслями, которыми я не смела делиться с другими – все постепенно становилось на свои места.
В ашрам я попала только во второй приезд в Индию. Друг мне сказал: да, дорого, да, есть чему возмутиться. Но просто возьми входной пропуск на три дня. Можешь потом никогда не ходить, но один раз это испытать надо. Он знал, что говорит: он провел свое детство в ашраме еще при жизни Ошо. Его родители были саньясинами (последователями), и свое имя он тоже получил от Мастера в детстве. Несмотря на то, что Ошо покинул тело в 1991 году, его присутствие все еще ощущалось в ашраме во всем, везде.
Продолжение следует...