Активизируем жизненные силы с помощью дыхания Солнца

Активизируем жизненные силы с помощью дыхания Солнца

В трактате Сватмарамы «Хатха-йога Прадипика» сказано: «Удобно усевшись, йог должен зафиксироваться в этой позе и медленно вдыхать воздух через правую ноздрю. Надо задержать дыхание, пока воздух не просочится к корням волос и кончикам ногтей. Затем следует медленный выдох через левую ноздрю». 

Сурья означает «солнце», бхеда — «пронзить», «постичь», «проникнуть». Вдыхая через правую ноздрю, мы стимулируем солнечный канал, пингала нади, активизируя жизненную энергию. Древние йоги ассоциировали Солнце со светом внутреннего знания, тьма же считалась символом авидьи, невежества. Практикующий дыхание Солнца обретал способность видеть истинную сущность вещей.

В «Гхеранда-самхите» сказано: «Сурьябхеда приостанавливает старение и отдаляет смерть, пробуждает кундалини и увеличивает тепло тела». «Хатха-йога Прадипика» по этому поводу добавляет: «Благодаря этому упражнению поток воздуха направляется к сушумне (центральному и важнейшему энергетическому каналу). Сурьябхеда открывает путь, а Бандха-трайя (сочетание трех энергетических замков: Мула-бандха, Джаландхара-бандха и Уддияна-бандха) и Кумбхака (задержка дыхания) способствуют пробуждению тонких энергий.

В отличие от нади — шодханы пранаямы, которая уравновешивает дыхание и активность полушарий мозга, Сурьябхеда действует на левое полушарие, стимулируя симпатическую нервную систему. В результате устраняется вялость тела и ума, тело разогревается, и это тепло сжигает накопившиеся в организме токсины. Такая активизация жизненных сил особенно полезна для людей, страдающих заболеваниями, прямо или косвенно связанными с отсутствием этих самых сил, например проблемами с желудочно-кишечным трактом, которые всегда свидетельствуют об ослаблении жизненного центра. А ещё Сурьябхеда пранаяма хорошо помогает при астме и мигренях — это доказанный факт.

Итак, сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в Сиддхасану или в Лотос. Выпрямите спину. В самом крайнем случае можно сесть спиной к стене. Выполните Насикагра-мудру. Закройте левую ноздрю, медленно и глубоко вдохните через правую. В конце вдоха закройте обе ноздри и задержите дыхание, опустив голову вниз и выполняя Трай-бандху. Задержите дыхание на максимально возможное время. Затем освободитесь последовательно от Мула-, Уддияна- и Джаландхара-бандх, поднимите голову. Оставляя правую ноздрю закрытой, откройте левую и медленно выдохните. Выполните следующий цикл.

Проследите за выдохом: если выдыхаете вы спокойно, можете сразу же вдохнуть и вам не требуется время, чтобы перевести дыхание, значит, вы освоили технику Сурьябхеда. Если же после выдоха вы чувствуете потребность сделать несколько произвольных вдохов, значит, вы переоценили свои возможности и выбрали слишком медленный темп. В этом случае между циклами можно сделать несколько обычных вдохов-выдохов.

Кисти рук расслабленно лежат на коленях, глаза закрыты, концентрируйтесь на пространстве перед закрытыми глазами. Продолжайте. Выполните новый цикл, но с более короткой задержкой. Для новичков достаточно серии из пяти вдохов, постепенно количество можно довести до десяти.

Будьте очень внимательны к себе: Сурьябхеда сильно тонизирует психику и предназначена для тех, кто уже прошел определенный курс упражнений йоги. Она всегда выполняется на пустой желудок и нежелательна перед сном.  Также следует помнить, что самостоятельные занятия пранаямой могут быть опасны. Да, для корректного освоения любых дыхательных техник необходим  учитель.

Автор: Наталья Янчук – инструктор хатха-йоги, героиня обложки Yoga Journal.