Ахимса на санскрите: значение, произношение, смысл

Ахимса на санскрите: значение, произношение, смысл

Здравствуйте. В этой статье мы рассмотрим первую из ям, ахимсу.

Первой ступенью в классической अष्टाङ्ग aṣṭāṅga (восьмиступенчатой) йоге является яма, воздержание от основных страстей. Первой в списке ям мы находим ахимсу во всех основных первоисточниках:

в Йогасутре Патанджали (पतञ्जलियोगसूत्र patañjaliyogasūtra):
२.३० अहिंसासत्यास्तेयब्रह्मचर्यापरिग्रहा यमाः
2.30 ahiṃsāsatyāsteyabrahmacaryāparigrahā yamāḥ
2.30 Ахимса, сатья, астея, брахмачарья, апариграха – это ямы

в сборнике по йоге Яджнявалкьи (योगयाज्ञवल्क्यसंहिता yogayājñavalkyasaṃhitā):
अहिंसा सत्यमस्तेयं ब्रह्मचर्यं दयार्जवम् ॥५०॥
क्षमाधृतिर्मिताहारः शौचं त्वेते यमा दश ।
ahiṃsā satyamasteyaṃ brahmacaryaṃ dayārjavam ॥50॥
kṣamādhṛtirmitāhāraḥ śaucaṃ tvete yamā daśa ।
Ахимса, сатья, астея, брахмачарья, дая, арджава,
кшама, дхрити, митахара, шауча – это десять ям

в Хатхайогапрадипике (हठयोगप्रदीपिका haṭhayogapradīpikā):

अहिंसा सत्यं अस्तेयं ब्रह्मचर्यं क्षमा धृतिः ।
दयार्जवं मिताहारः शौचं चैव यमा दश ॥१.१७ ॥

ahiṃsā satyaṃ asteyaṃ brahmacaryaṃ kṣamā dhṛtiḥ ।
dayārjavaṃ mitāhāraḥ śaucaṃ caiva yamā daśa ॥1.17 ॥

Ахимса, сатья, астея, брахмачарья, кшама, дхрити,
Дая, арджава, митахара и шауча – вот 10 ям.

Мы видим, что список ям немного различается в этих текстах, но относительно ахимсы расхождений нет. Хотя в другом месте Хатхайогапрадипики мы внезапно обнаруживаем, что ахимса называется главной из ниям:

यमेष्विव मिताहारं अहिंसा नियमेष्विव ।
मुख्यं सर्वासनेष्वेकं सिद्धाः सिद्धासनं विदुः ॥१.४०॥
yameṣviva mitāhāraṃ ahiṃsā niyameṣviva ।
mukhyaṃ sarvāsaneṣvekaṃ siddhāḥ siddhāsanaṃ viduḥ ॥1.40॥
Как среди ям митахара (умеренность в пище), как ахимса среди ниям,
Так и среди всех асан сиддхи считают сиддхасану главной.

Что же такое ахимса?

Если мы обратимся к Йогасутре Патанджали, то увидим, что про ахимсу там сказано следующее:

अहिंसाप्रतिष्ठायां तत्सन्निधौ वैरत्यागः ॥३५॥
ahiṃsāpratiṣṭhāyāṃ tatsannidhau vairatyāgaḥ ॥35॥
При утверждении в ахимсе происходит отказ от вражды

Здесь мы видим описание, что даёт ахимса, но это не определение. Для получения определения обратимся к сборнику по йоге Яджнявалкьи:

कर्मणा मनसा वाचा सर्वभूतेषु सर्वदा ॥५१॥
अक्लेशजननं प्रोक्तमहिंसात्वेन योगिभिः ।
विध्युक्तं चेदहिंसा स्यात्क्लेशजन्मैव जन्तुषु ॥५२॥
वेदेनोक्तेऽपि हिंसास्यादभिचारादि कर्म यत् ।
karmaṇā manasā vācā sarvabhūteṣu sarvadā ॥51॥
akleśajananaṃ proktamahiṃsātvena yogibhiḥ ।
vidhyuktaṃ cedahiṃsā syātkleśajanmaiva jantuṣu ॥52॥
vedenokte'pi hiṃsāsyādabhicārādi karma yat ।

Йогины называют ахимсой непричинение  страданий
Всем живым существам во всех ситуациях делом, мыслью и словом.
Если деяние, причиняющее страдание живым существам, рекомендуется священными писаниями, то оно является ахимсой.
Абхичара и прочая чёрная магия не является ахимсой, даже если она описана в Ведах.

Если обратиться к структуре самого слова अहिंसा ahiṃsā, то увидим, что оно состоит из слова हिंसा hiṃsā, насилие, и приставки अ a, обозначающей отрицание, поэтому «ненасилие» — это точный и дословный перевод.

Что касается правильного произношения этого слова, то надо иметь ввиду, что оно содержит звук ṃ, называемый анусвара. Это носовой звук, для которого отсутствует буква в нашей письменности. Обычно он передаётся либо как м, либо как н. Поэтому справедливы оба написания: ахимса и ахинса. Анусвара присутствует и в других известных санскритских словах, что приводит к двум вариантам их написания: санскрит и самскрит, самсара и сансара, самскара и санскара, хамса и ханса.

Наиболее выдающимся человеком, олицетворившим идеалы ахимсы, был Махатма Ганди. Взяв из индийской философии только два принципа: ахимсы и сатьи (правдивости), он адаптировал их к современным реалиям и смог покончить с почти 200-летней оккупацией Индии англичанами. С 18 века англичане порабощали индийцев и захватывали их земли, что приводило к обнищанию, культурной деградации и гибели населения. Только во время Второй мировой войны голод в оккупированной англичанами Индии привёл к гибели более 5 миллионов индийцев.

Индийцы любят сравнивать Ганди и Гитлера, ведь для обоих англичане были смертельными врагами. Но Гитлер придерживался агрессивной политики, что привело его к краху. А индийцы под руководством Махатмы Ганди боролись с англичанами с помощью ненасилия. Что привело англичан к полному политическому поражению и позволило индийцам вернуть себе независимость в 1947 году. Это событие явило всему миру подлинную мощь политики ненасилия.

Для Махатмы Ганди ахимса не была просто пассивным пацифизмом, отказом от борьбы. Глубокое понимание ахимсы можно почерпнуть из его работ, здесь я просто постараюсь передать его взгляд с помощью ряда цитат:

Счастье – это когда гармонично сочетаются ваши мысли, слова и дела
Вы сможете потрясти мир мягкой манерой
Слабый никогда не сможет простить. Прощение – качество сильного
Сила происходит не от физического превосходства, а от несокрушимой воли
Не нужна такая свобода, которая не включает в себя свободу делать ошибки
Я не позволю ни чьим грязным ногам разгуливать по моему сознанию
Именно гениальная приверженность ненасилию и правдивости сделала Махатму Ганди личностью мирового масштаба, чьи работы и биография вызывают огромный интерес. Несколько лет назад в Екатеринбургской академической опере была поставлена и с тех пор регулярно идёт опера «Сатьяграха». Она повествует о жизни Махатмы Ганди, а её текст – это цитаты на санскрите из БхагавадГиты.

Итак, ахимса – это ненасилие, одна из основных составляющих начальных ступеней йоги, которая уже сама по себе может привести к колоссальным результатам.

Закончить хотелось бы словами из Махабхараты («Шантипарва», 237)
यथा नागपदेऽन्यानि पदानि पदगामिनाम् ।
सर्वाण्येवापिधीयन्ते पदजातानि कौञ्जरे ॥१८॥

एवं सर्वमहिंसायां धर्मर्थमपिधीयते ।
स वसति मृतो नित्यं यो हिंसां प्रतिपद्यते ॥१९॥

अहिसंकः समः सत्यो धृतिमान्नियतेन्द्रियः ।
शरण्यः सर्वभूतानां गतिमाप्नोत्यनुत्तमाम् ॥२०॥

yathā nāgapade'nyāni padāni padagāminām ।
sarvāṇyevāpidhīyante padajātāni kauñjare ॥
evaṃ sarvamahiṃsāyāṃ dharmarthamapidhīyate ।
sa vasati mṛto nityaṃ yo hiṃsāṃ pratipadyate ॥
ahisaṃkaḥ samaḥ satyo dhṛtimānniyatendriyaḥ ।
śaraṇyaḥ sarvabhūtānāṃ gatimāpnotyanuttamām ॥

Как в следе слона другие следы животных,
Как скрываются все тропы на слоновьей.

Так вся цель дхармы в ахимсе скрывается.
Тот уже мёртв при жизни, кто прибегает к насилию.

Приверженец ненасилия уравновешенный, правдивый, упорный, победивший чувства,
Дающий защиту всем живым существам достигает высшего пути.




[1] Индийская философия: энциклопедия, М.: 2009, стр. 413


[2] Гхош К. Ч. Голод в Бенгалии. — М., 1951.