9 февраля. Два "прашанта" и один скрипач

9 февраля. Два "прашанта" и один скрипач

Некоторые занятия в Институте, в основном утренние, ведет Прашант – сын БКС Айенгара. Но бывает такое, что Прашант берет еще и вечерние уроки. На институтском сленге это называется «2 прашанта». Так вот, у нас было сегодня «2 прашанта». Это основной класс и длится он 2 часа.


Жаркий полдень. Нет воды, но есть перевернутое Озеро

Наш утренний «прашант» начался в 7 утра с Ширшасаны. Стоять на голове нужно не меньше 15 минут. (Ну или висеть на веревках – обычно это зависит от того, как Прашант выстраивает практику). После возвращения из позы чувствую измененное, чуть взбудораженное состояние ума и некоторое недоумение: Почему мы делаем стойку на Голове рано утром первой позой да еще и на неразогретое тело? (Забегу немного вперед, чтобы закрыть тему Ширшасаны. По окончании занятия я проинтервьюировала одного из преподавателей метода уровня Senior 2 Олю Ильинскую из Студии Йоги на Старом Арбате, которая тоже в этот момент находится в Пуне. Она ответила, что скорее всего Прашант использует возбуждающий эффект Ширшасаны, чтобы пробудить коллективный мозг и интеллект и настроить его на вдумчивую практику).


Вторая слева – преподаватель Студии Йоги на Старом Арбате Ольга Ильинская

Прашант слывет в Институте «белой вороной» – стиль проведения его занятий очень отличается от методологии, которую в течении всей своей жизни разрабатывал его отец БКС Айенгар, и традицию которой впитали дочь Гуруджи Гита, а теперь внучка Абеджата и его молодой ученик Райан (сын дружественной Айенгарам семьи). В отличие от тех классических занятий, к которым мы привыкли, Прашант не детализирует асаны и не фиксируется на технике исполнения. Используя в своих занятиях совсем мало поз, которые выдерживаются по времени не меньше 10 минут каждая, Прашант делает упор на развитии воображения во время практики. Он не требует от учеников в повелительном наклонении «Втяните копчик и разверните плечи!». В его речи преобладают указания: «Представляйте себе, что у вас есть дыхание груди и дыхание спины, а так же боковое дыхание, которое проходит через кожу. Кроме того, у вас есть дыхание стоп!». Или: «Одно и тоже дыхание в разных позах действует по-разному так же, как и эффект от разных жидкостей бывает разным. В этом смысле – Уттанасана – это кориандровая вода, Джану Ширшасана – лимонная вода, а Уттхита Триконасана – мятный чай».


Доска на воротах Института Йоги Памяти Рамамани Айенгар, на которой написаны имена: Гуруджи и его детей Гиты и Прашанта.

Этот человек с чуть косящими глазами и искалеченной правой рукой производит неизгладимое впечатление. При чем это впечатление догоняет вас не сразу, а потом, через сутки, а то и двое после занятия. Многие из тех, кто приезжает в Институт, потом собираются и обсуждают услышанное и «отпрактикованное» на классах у Прашанта. Все сходятся в мнении, что эти уроки весьма изнурительны психологически, однако именно после них ты начинаешь думать, сопоставлять, анализировать и находить компромиссы. Становишься гибче умом и лучше понимаешь других людей. Поскольку йога – это не только отстраивание асан, но и попытка понять мир сквозь них.


В классе

«Мы учимся не у доски, а через доску», – говорит Прашант.

По профессии Прашант – скрипач, который был вынужден оставить музыку после того, как попал в аварию – рука перестала ему служить. Тогда он стал преподавать йогу. И я понимаю, почему физически устойчивый способ обучения его отца не вполне подходит ему самому. Он творческий человек, он до сих пор «играет на скрипке». А мы – это продолжение его симфонии... И то, что мы подолгу мучительно стоим в позах скорее похоже на отстройку техники игры на этом инструменте. (Моя подруга Оксана в школе занималась игрой на скрипке не меньше 3 часов в день, все это время могла оттачивать одну и ту же мелодию, проникая в самую суть гармонии).

Для того чтобы быть способным заниматься у Прашанта, нужно отказаться от шаблонного восприятия йоги Айенгара.

Шавасану по указанию Прашанта делаем в Джану Ширшасане. Пока мы кланяемся колену, Маэстро тихо уходит со сцены. Мы поднимаемся, в классе его нет.


Новая книга, написанная Прашантом Айенгаром, посвящена психологии асаны и работе с сознанием в практике йоги

Практика

Утренний «прашант» состоял из: Бхарадваджасаны, Маричасаны III, Адхо Мукха Шванасаны, Триконасаны, Урдхва Мукха Шванасаны на веревках и Джану Ширшасаны (или Сарвангасаны со стулом). Позы выдерживались очень долго и выполнялись по 2-3 раза в каждую сторону.

Вечерний «прашант» состоял из: Сету Бандха Сарвангасаны на кирпиче, Уттхита Хаста Падангуштхасаны и Супта Падангуштхасаны и Джану Ширшасаны.