5 признаков духовного потребительства
В условиях постоянного стресса и напряженного ритма современной городской жизни, расстилая коврик, мы надеемся оставить все заботы за его пределами. Однако, даже если нам удается снять с себя поверхностный слой проблем, мы приносим в зал и более устойчивые привычки. Например, принятый в нашем обществе потребительский настрой. Мы хотим получить как можно больше, потеряв как можно меньше. А если решаемся во что-то вложиться, то непременно ожидаем самого лучшего.
Общественные настроения, как репейник, незаметно прилипают к нам, а мы, не замечая, что колючка у нас на спине, только чувствуем покалывание. Как же понять, что вы начали применять потребительскую логику к йогической практике?
1. Вы считаете «свой» стиль йоги самым лучшим, эффективным и аутентичным. По мере распространения на Западе йога превратилась в индустрию и начала принимать все более причудливые формы: акро-йога, аква-йога, йога в гамаке. Кажется, что школ теперь столько же, сколько видов шампуней. Но стоит помнить, что если вы покупаете шампунь для вашего типа волос, в основе любого все равно – лауретсульфат натрия. И даже если вы делаете самый органический выбор без агрессивных компонентов, цель одна – получить чистые волосы. Если вы в процессе проб и ошибок поняли, что бикрам-йога – самый подходящий для вас вариант, это замечательно. Однако не забывайте, что у всех стилей йоги общая цель – очищение сознания. Путей к ней много, они не лучше и не хуже друг друга.
2. Вы хотите получить самые подробные инструкции и полные описания. Приходите ли вы в зал для групповых занятий или выбираете книгу для самостоятельного обучения, ваш главный критерий – скрупулезность описаний и внимание к качеству иллюстраций. Несомненно, это замечательно, когда удается найти учителя, с которым вы на одной волне, или автора, чей стиль вам близок. Хотя иметь подробную карту в руках полезно, не стоит приравнивать ее к пройденному пути. Вы можете обойти все магазины в поисках идеальных туфель и найти фирму с самой удобной колодкой. Однако, чтобы пара села по вашей ноге, ее все равно придется разнашивать самой.
3. Вы рассчитываете на заметный эффект и быстрый результат. Поддаваясь влечению пестрых рекламных слоганов, мы невольно строим грандиозные планы и ставим перед собой несоизмеримые цели. Мы не согласны на «обычное», не говоря уже о «средненьком». Тем не менее, зачастую в ежедневной практике йоги мало романтики. В хорошем смысле этого слова, это рутина, требующая терпения и готовности к неудаче. Прозанимавшись несколько лет, вы можете входить в Хануманасану с таким же трудом, как и на первом занятии (личный привет всем людям с деревянными подколенными сухожилиями). Тривиальность повседневной практики никто не отменял, как и ее неизменных плодов. Просто иногда они приходят позже, чем нам хотелось бы.
4. Вы всегда ожидаете почувствовать облегчение после шавасаны. «Невероятные впечатления», «несравненный опыт», «гарантированный результат» – манящий коктейль, который маркетологи подают нам, чтобы мы сделали выбор в их пользу. Будь то решение, куда поехать в отпуск, как провести свободное время или какой тип физической активности выбрать. Если вы не получаете ожидаемых положительных эмоций, звенит пожарная сигнализация: «Где же обещанное удовлетворение?» В этот момент стоит остановиться и напомнить себе о том, что йога – очень сильная практика, затрагивающая не только физический и ментальный, но и энергетический уровень. Часто, освобождая нас от телесных зажимов, йога выпускает на волю подавленные нами отрицательные эмоции. Таким образом, мы получаем возможность лучше понять свое тело. За исключением явных физических травм, иногда в йоге – чем хуже, тем лучше.
5. Вы надеетесь на неумолимый прогресс. Быстрее, лучше, сильнее. Чем больше, тем лучше. Будь лучшей версией себя. Просто сделай это. Все это идеи, электризующие атмосферу, в которой мы живем. Вдыхая этот воздух, мы требуем от себя непременно вставать на рассвете, заниматься по полтора часа 6 дней в неделю и постоянно держать руку на пульсе. Упорство и дисциплина – несомненные добродетели, но только до тех пор, пока они не застилают наше зрение, сводя перспективу до прямой восходящей линии, и не притупляют слух, заставляя игнорировать крики нашего тела о помощи в форме боли и упадка сил.
К сожалению, в йоге принципы рынка не работают. Уповать на разнообразие предложений и конкуренцию и надеяться заплатить меньше, получив больше, не слишком продуктивно. В личной практике, вы сами – главный клиент и конкурент. Здесь работает другой принцип: «Больше вложишь – больше получишь».
Фото: shutterstock.com