18 февраля. Меняю сандвичи на нищих

18 февраля. Меняю сандвичи на нищих

В первый раз в Пуне мне удалось побывать в 2004 году. Это был обычный «зарикшованный» (много рикш и много смога) индийский город с двумя небезынтересными европейцам достопримечательностями – Институтом Йоги Айенгара и Ошо Ашрамом. В первый же день мой супруг отравился чем-то, и я бегала по темным улицам в поисках доктора. И нашла такого замечательного Ашиша Бендре (не турецкого подданного), который пришел в сланцах на босу ногу и саквояжем в руке и принялся лечить моего благоверного жаропонижающим уколом и мороженным!!!

На улицу невозможно было выйти – уличные попрошайки повисали на тебе, как елочные игрушки, и позвякивали на все лады: «Дай десять рупий!» И если ты не давал их – они щипали и царапали тебя своими маленькими, грязными и злобными пальчиками. Город был страшно загазован. Автомобилей было мало. Зато мотоциклов и рикшемобилей, хаотично снующих во все стороны вопреки правилам уличного движения, были тараканьи полчища. Ресторанов, где можно было поесть, не будучи индийцем, 5 или 6 на весь город. И вот я приезжаю сюда спустя 7 лет почти. И что вижу? Город изменился до неузнаваемости. Во-первых, теперь вместо рикш и мотоциклов снуют новенькие тойоты, хундаи и марути (такие брутальные джипы местного производства). Рикшу так просто не поймаешь – вчера мы минут 30-ть голосовали на обочине. Мотоциклов стало значительно меньше. Машины паркуют как в Москве, у обочины. И даже висят объявления типа: «А ну не паркуйте тут свои авто!». И самое удивительное – это упакованные в сари индийские женщины за рулем таких автокрошек, которые слепо тычутся в какие-то муравьиные парковочные зоны и нервно гудят в клаксон, требуя подвинуться впереди стоящего.

Что стряслось с Пуной? Теперь на каждом углу вместо масала-чая – американские кофейни с чизкейками и горячим шоколадом. Вместо аутентичных идли и самбара (рисовые хлебцы и острый суп) ты можешь скушать калорийную пиццу или зайти в франшизу SUBWAY и умять высокотамасичный (тамас в переводе с санскрита – невежество, зло, помрачение) гамбургер с различными соусами. Только вот Крошки-Картошки и Му-Му не хватает для того, чтобы почувствовать себя дома, на Старом Арбате. Благосостояние индийцев растет. И это не может не радовать. Но вместе с ростом благосостояния они утрачивают самоидентификацию. Это печально, друзья. Хорошо, что нищих стало меньше. Плохо, что сандвичей стало больше.

Читайте в следующем блоге Гид по Пуне с картой, которую для нас рисует Юля Новикова – дипломированный архитектор, художница и преподаватель йоги Айенгара. Юля так загорелась этой идеей, что сегодня в перерыве между двумя практиками сбегала в писчебумажную лавку, где купила пастельные краски, детский трогательный альбом для рисования и простой карандаш.

А завсегдатаи Института, которые десятки лет приезжают в Пуну, помогут нам ответить на самые простые, но при этом жизненно необходимые вопросы: «Где вкусно и безопасно поесть в районе Института, как провести уик-енд, а так же, где, что и почем можно купить?»

Современная Пуна глазами космополитов


Свадебные сюртуки индийских женихов

Пещерный храм Паталишвари вдохновляет художницу и преподавателя йоги Юлю Новикову

Совместное прочтение блога YogaJournal гражданами России, Израиля и Великобритании