Нага Панчами – праздник змей

Нага Панчами – праздник змей

Содержание статьи

Нага Панчами — это праздник змей. В этом году он приходится на 29 июля. Его празднуют в Индии на пятый день первой половины лунного месяца Шравана. В этот день поклоняются богу Шиве, который держит на своей шее змею. В Джайнизме и Буддизме змея рассматривается как священное существо, обладающее божественными качествами. Кобра накрыла голову Будды и спасла его жизнь, кобра защищала джайна Муни Паршванатха.

История

День известный, как Нага Панчами имеет специфический и определенный смысл, что связано с верой, что наги связаны или ассоциируются с Господом Субраманьей, который будет доволен почитанием Нагов и смягчит страдания, принесет счастье и благополучие. В этот день, люди посещают храмы и священные места, посвященные Нагам и змеям, и почитают их.

В южной Индии праздник проходит с особым размахом, так как здесь змеи представляют собой особую гордость и почитание жителей. Во всех храмах можно видеть мурти Нага, на каждом углу или на обочине дороге можно встретить изображение и мурти Нага. Здесь верят, что любой вред нанесенный змеям вызовет бедствия и страдания.

Пуджи и ритуалы

День, который предшествует Нага панчами, называется Нага Чатуртхи. В этот день замужние женщины и девочки просыпаются рано утром, принимают ванну, готовят все необходимое для пуджи (службы) и приходят к тому месту, где живут кобры. Они ставят молоко и молятся о здоровье своих братьев. Если рядом кобры не живут, то молитвы совершают перед статуями змей, установленными в храмах. Часть молока, которое использовали для службы, индусы приносят домой и дают всем своим близким в качестве освященной еды. Они приглашают своих братьев в дом, погружают цветок в оставшееся молоко и выливают его на спину, молясь и возжигая огонь и благовония. Все родственники дарят друг другу подарки. По традиции в этот день замужние молодые женщины посещают свои родные дома, чтобы вместе со своей семьей отпраздновать Нага-Панчами. В деревнях обязательным ритуалом для молодых женщин является раскачивание на качелях, которые вешают на ветвях деревьев.

На Нага панчами, люди изготавливают изображения змей, используют коровий навоз, некоторые создают мурти из сандалового порошка, хальди, кумкума, кусара или покупают глиняные изображение Нага, окрашенное желтым или черным цветом. Их размещают перед дверью и за дверью при входе в дом, чтобы приветствовать Нагадева. В некоторых семьях есть традиция — содержание серебряного мурти Нага в молельной комнате и его почитание путем омовения молоком и гхи, украшением мурти хальди, кумкумом и цветами. Каждая семья рано утром приносит глиняное изображение змеи или рисует пять, семь, девять змей, при помощи сандаловых опилок. Если в деревне есть храм, посвященный богу Нага, то все идут туда.

После заката солнца длинная процессия, состоящая из весело и ярко раскрашенных тележек, запряженных волами, охотно проходит по окрестностям храма Шивы. Везде царит радость и веселье, продолжающееся до ночи.


Комментарии

Читайте также