Место эго в философии йоги
Философия йоги ставит эго, или ахамкару, в один ряд с такими категориями мышления, как манас (ум душевный) и буддхи (ум рассудочный), предлагая йогину вступить во взаимоотношения со сложным понятием «я» и переработать его с помощью практики. Однако процесс постоянного внимания к самому себе не только часто делает взгляд йогина достаточно напряженным, но и парадоксальным образом нисколько не смиряет его маленькое, но крепкое эго. В «Йога-сутрах» Патанджали об этом, конечно, написано. Но кто из нас силен в теории? И кто из нас может применить теорию на практике?
Наблюдая за собой и «коллегами по коврикам», мне давно кажется, что йога — это хитроумное приспособление для пестования собственного «я». Что сама идея самосовершенствования и саморазвития никогда не даст нам прийти к прекрасной цели. Несмотря на все попытки собрать себя в одно целое, мы делимся на школы и приверженцев разных методов, на поклонников одних учителей и противников других. Мы улучшаем практику на семинарах и мастер-классах, стараясь глубже дышать, дольше задерживать дыхание, проникновеннее и тоньше делать асаны, ну и, конечно, выглядеть более смиренными, чем остальные. Мы видим чужое эго в выпяченных вперед нижних частях ребер или передних поверхностях бедер. Мы знаем обо всех своих недостатках и пытаемся их исправить. Занимаясь собой большую часть светового дня, мы замыкаемся на себе, даже если внешне легко общаемся и кажемся вполне социальными существами. Мы становимся все более тонко ранимыми эгоистами, которым трудно ужиться со всем, что отличается от нашей картины Вселенной. Мы относимся к себе и йоге слишком серьезно, и если у нас отнять нашу веру в йогу, личную практику, отделить бизнес от йоги, учеников и учителей, мы останемся у разбитого корыта, и нам нужно будет начинать заново учиться жить в совершенно незнакомом мире.
Что же делать? Как изменить себя к лучшему, не вырастив эго до высот Вавилонской башни? И есть ли у нас шанс исцелиться, если мы будем регулярно наблюдать за собой, отмечая мгновения, когда эго выходит из берегов? Или нужно выполнять специальные комплексы асан и пранаямы для эготерапии также, как программы для сутулой спины?
Если честно, я думаю, что шансов у нас немного. Впрочем, чувство юмора может дать нам возможность взглянуть на себя в йоге по-новому. Попробую предложить несколько общих советов для тех, кто решил измениться раз и навсегда и еще раз пройти по пути усмирения эго.
1. Вспомните известных тибетских йогов Марпу и Миларепу. Найдите себе такого харизматичного учителя, который будет все время повторять вам одно и то же, желательно прямо противоположное по смыслу тому, что он говорил раньше. Выполняйте все его указания, даже если вам кажется, что он говорит совершенные глупости или просто повторяет заученный текст. Стройте и разрушайте. Если у вас, например, болит спина, продолжайте заниматься так, чтобы она болела еще больше. Не старайтесь думать о том, что говорит учитель. Просто слепо следуйте за ним во всем.
2. Когда этот метод себя изживет и ваше эго победит учителя, найдите себе другого наставника. Делайте прямо противоположное тому, что он требует и выполняют старательные ученики в классе. Ходите со сгорбленной спиной, когда вас просят вытянуться, в Сурья Намаскар (Приветствии Солнцу) прыгайте не в такт, кашляйте или похрапывайте в Шавасане (позе Мертвеца). На все советы учителя обязательно отвечайте по принципу: «Да… но…», объясняя, почему именно сейчас вы не можете делать как раз то, что учитель требует от группы и лично от вас. Наблюдайте, как ваше эго реагирует на косые взгляды коллег по классу и раздражение учителя. В конце концов, их эго тоже должно над собой работать.
3. Как только все это вам надоест, бросьте всех учителей и занимайтесь по своей программе. Делайте только те позы, которые вам нравятся, чтобы эго наконец полностью раскрылось после мучений прошлого. Делайте красивые прогибы назад под красивую музыку, занимайтесь в хорошо подобранной одежде только перед зеркалом (можете заниматься в полной тишине и полной темноте с закрытыми глазами, если вам так приятнее. По большому счету, нет никакой разницы). Иногда заходите в класс, чтобы показать всем другим йогам, каких высот вы достигли. Старайтесь оставаться в сложной позе подольше, обязательно расслабляя мышцы лица, чтобы выглядеть максимально просветленно.
4. Когда ваше эго снова окончательно раскроется, вы о нем просто забудете. Вам будет казаться, что все хорошо. Вы нашли себя в йоге, мир прекрасен, впереди — высшие цели. Вы вряд ли поверите в то, что нужно что-то по-настоящему в себе менять. Значит, настал момент перейти к комплексу по эготерапии, который ненадолго вернет вас на землю. Важно выполнять весь комплекс от начала и до конца не менее сорока дней подряд, удерживая все позы строго по времени. Заниматься лучше с бандажем на глазах, не снимая его даже в промежутках между позами. Менять наклоны вперед на прогибы назад категорически запрещается.
Через сорок дней регулярной практики вы можете вернуться в начальный класс, чтобы начать работу над эго с нуля. Вероятно, вам могут дополнительно потребоваться частные уроки по йоготерапии и сеансы хорошего остеопата для реабилитации коленей, шеи и поясницы, а также регулярное общение с психотерапевтом или близким другом, который будет готов всегда вас выслушать.
1. Пашчимоттанасана (поза Интенсивного вытяжения). 10 минут.
Сядьте в Дандасану, позу Посоха. Опустите лоб на ноги. С каждым выдохом медитируйте на то, как эго сквозь лоб уходит в землю. Поднимитесь, не открывая глаз и не поднимая эго с пола.
2. Джану Ширшасана (Наклон головы к колену). 10 минут.
Согните правую ногу и выполните позу вправо, наблюдая, в какой части вашего тела возникает ощущение эго. Растапливайте эту зону с каждым выдохом. Поднимитесь и выполните позу в другую сторону.
3. Ардха Бандха Падма Пашчимоттанасана (Интенсивное вытяжение в половинной позе Схваченного лотоса). 10 минут.
Поместите правую ногу в позу Лотоса и захватите рукой большой палец правой стопы. С выдохом, не открывая глаз, опустите лоб на правую голень. Наблюдайте, как ваше самовосприятие постепенно меняется и эго теряет активность.
4. Бандха Падмасана (поза Схваченного лотоса) с наклоном. 10 минут.
Сидя в позе Лотоса, перекрестите руки за спиной и захватите ступни. Наклонитесь вперед. Медитируйте над тем, как ваше эго, оказавшись запертым на замок, смиряется и растворяется где-то внутри вас. Через 10 минут поменяйте перекрест ног и захват рук. Выполните асану-медитацию еще раз.
5. Пиндасана в Саламба Ширшасана (поза Эмбриона в Стойке на голове). 10 минут.
Встаньте в Ширшасану, не открывая глаз. Переплетите ноги в Падмасану. Опустите колени к полу. Наблюдайте, в какой части мозга осталось восприятие «я», и с выдохом растворяйте его. Выйдите из позы, поменяйте перекрест ног и сделайте асану еще раз.
6. Пиндасана в Саламба Сарвангасане (поза Эмбриона в Стойке на плечах). 10 минут.
Повторите позу Эмбриона в Стойке на плечах. Повторите предыдущую медитацию. Очень важно в этой асане не позволять эго придумывать что-то свое. Выйдите из позы. Поменяйте перекрест ног и войдите в асану еще раз.
7. Сету Бандха Сарвангасана (поза Моста). 10 минут.
Вытяните ноги в Сарвангасану. Соберите остатки эго и с выдохом опустите стопы на пол за спиной. Останьтесь так ровно на 10 минут, наблюдая, как ваше эго рвется наружу из мозга и сердца. Чтобы помочь ему успокоиться, можете добавить задержку после полного выдоха.
8. Шанмукхи мудра в Падмасане (Печать внутреннего звука в позе Лотоса). 10 минут.
Сядьте в позу Лотоса. Закройте пальцами рук органы чувств — уши, глаза, нос, уголки рта. Если эго сможет немного помолчать, наблюдайте за тишиной внутри себя. Если вы уже не в состоянии сидеть, в конце комплекса разрешается лечь на бок, свернувшись калачиком, чтобы остатки эго могли комфортно свернуться в удобной позе.