Сочетаются ли йога и единоборства?
Несколько раз я получал раздражённые комментарии на анонсы семинаров, в описании которых была тема архетипа Воина: «Как вы можете? Йога это ахимса (ненасилие), а путь воина — это агрессия!»
Давайте-ка обратимся к самым известным текстам Индии: «Махабхарате» и «Рамаяне». В «Махабхарате» гуру Дрона — духовный наставник принцев династий Пандавов и Кауравов, в «Рамаяне» гуру Васиштха — наставник принцев династии Икшваку, прославленных воинов эпоса. Великие брахманы обучали принцев ведическим принципам и законам, сокровенным знаниям, йоге и военному искусству и сами были величайшими воинами своего времени. Перед эпохальным боем на поле Курукшетры, когда Арджуна сомневается и не хочет участвовать в битве, Кришна обвиняет его в малодушии и объясняет, что для воина невыполнение долга — это насилие, так как из-за его поведения демонические силы могут захва- тить власть и погрузить Индию во тьму.
Теперь от философии к практике. Чем упражнения и позы, заимствованные из единоборств, могут оказаться полезными в йоге? Смотрите, мы занимаемся Хатха-йогой, чтобы развить в теле следующие пять качеств:
- гибкость;
- силу — динамическую и статическую;
- выносливость;
- баланс;
- координацию.
В Хатха-йоге много упражнений, развивающих первые четыре качества, а вот упражнений для развития координации практически нет. Вот тут техники, заимствованные из единоборств, могут оказаться хорошим подспорьем. Плюс в боевых искусствах много комплексов для укрепления коленных суставов и запястий. Эти упражнения существенно повышают травмобезопасность в практике йоги. Без массажа тоже сложно обойтись, когда вы практикуете на продвинутом уровне. Когда йог выполняет позы на своём максимуме, накопления стресса в теле и микротравм избежать невозможно. Знание методики самомассажа или помощь специалиста, способного устранить или смягчить эффект от перегрузок и травм, становится жизненно важным. Но я считаю неприемлемым смешение филосо- фий, терминов и представлений о тонкой анатомии.
Прана — это не энергия ки и чи, нади — не меридианы и не линии сэн из тайского массажа, мармы — не акупунктурные зоны. Несомненно, есть общее между этими терминами и системами, но и отличия существенны, из-за этого получается путаница и множество несостыковок. В разговоре про йогу рекомендую всегда придерживается йогической терминологии. Иначе легко запутаться и не прийти вообще никуда.