Почему уходят ученики?
Когда ученики уходят и больше не посещают класс, то возникают вопросы. Может ли преподаватель предотвратить такой исход? И должен ли? Как относиться к уходу ученика? Ответ — в конкретной причине.
Ученик долго не задержался
Бывает, что сотрудничество заканчивается, толком даже не начавшись: пришёл на одну-две практики и исчез. Возможные причины.
Не подошёл уровень или время практики. Это объективная причина, и к уровню квалификации преподавателя отношения не имеет.
Не подошёл преподаватель: его отношение и подход к практикам. Стиль ведения практики у каждого преподавателя свой. В этом случае критерием оценки может служить общее постоянство группы и уровень востребованности.
[banner]Уход отдельных учеников на начальном этапе — это естественный процесс, связанный с эмоциональной совместимостью, со сравнением с другим преподавателем, со своим личным представлением, как должно быть, и сопротивлением открыться новому.
Если же в течение нескольких месяцев ученики сменяют друг друга и не задерживаются, то тогда преподавателю стоит обратить свой взор внутрь себя. И обязательно взять обратную связь от учеников, проанализировать её с «холодной» головой и сделать выводы по поводу своей профессиональной подготовки.
Ученик долго посещал практики и вдруг исчез
Преподавателю не нужно сразу искать причину в себе: ведь ученик посещал его практики в течение долгого времени, а значит, он их принял, находил для себя полезными. Причины могут быть разные: переезд в другой район, семейные или финансовые обстоятельства, состояние здоровья и другое.
Можно и нужно спросить ученика, почему он вдруг перестал ходить на ваши практики, чтобы не теряться в догадках и не придумывать самому ответа, который может расстроить. И будьте готовы к тому, что ответ огорчит — смотрите следующую причину.
Ученик сам перешёл к другому преподавателю
Про прошествии долгого времени обучения у одного преподавателя сильное чувство преклонения, характерное для ранних стадий, может измениться. Когда «медовый месяц» завершится, ученик может обнаружить, что его учитель обычный человек, и даже испытать некоторое разочарование.
Для обеих сторон важно осознать, что это нормальный процесс. Преподавателю не нужно принимать ситуацию исключительно на свой счёт, как что-то личное.
Ученик может решить, что взял от учителя всё, что мог, и хочет учиться новому. Да, это неловкий и неприятный момент. Будет очень ценно, если ученик не исчезнет молча, а поблагодарит учителя и объяснит свой переход.
Такая ситуация носит этический характер, и для учителя будет правильным ожидать со временем именно такого развития событий и не позволять чувству обиды и ревности взять верх. Очень важно отнестись к этому философски, с пониманием и с благодарностью к ученику за то, что долго был с вами.
Бывает так, что ученик, попробовав практики у других преподавателей, снова возвращается. И это ценно вдвойне.
Необходимость направить ученика к другому преподавателю
В ряде случаев решение о переходе ученика может и должно исходить от самого преподавателя. Если вы понимаете, что проблемы вашего ученика выходят за пределы вашей компетенции, будет правильно направить или порекомендовать другого преподавателя или другую группу.
Например, предложить начальный уровень вместо среднего или терапевтическую группу, если диагноз требует от преподавателя специальных знаний, которыми он не обладает.
Возможна ещё одна этическая ситуация, в которой преподаватель может сам порекомендовать ученику другую группу: когда ученик явно критикует ваш стиль ведения практики, выражает сомнения в квалификации, ставит в неловкое положение в присутствии других учеников.
Если поправить ситуацию другими способами не представляется возможным, то можно корректно выразить сожаление по поводу того, что его восприятие не совпадает с вашим подходом к ведению практик, и предложить выбрать другого преподавателя. Сохранять спокойствие и работать дальше.
Каким бы профессиональным не был преподаватель, уход учеников неизбежен. Каждый случай имеет свою причину и требует своего отношения и подхода.