Возвращаем учеников: как сделать так, чтобы люди не уходили
Ориентация на клиента — базовая ценность, согласно которой существует бизнес. Но встречаются и противоположные интерпретации этого понятия:
«Клиент всегда прав». Этот банальный лозунг давно уже себя изжил и не вызывает доверия. Я сама проработала почти 10 лет в американской компании с очень высоким уровнем корпоративной культуры и профессиональной системой обучения.
Никто и никогда там не обучал нас заглядывать клиенту в глаза и выполнять абсолютно все его требования. Это миф о клиентоориентированности, распространённый среди несведущих, — как клиентов, так и поставщиков услуг.
«Клиентоориентированность не работает — или так, как я предлагаю, или вообще никак». Иногда действительно возможен только один вариант, но если такой подход используется как единственный, то в ответ я приведу статистику причин ухода клиентов (неважно чьих и откуда):
1% уходят естественным путём,
3% переезжают,
5% меняют интересы,
9% по конкурентным причинам,
14% из-за качества товара/услуги,
68% потому что с ними плохо обращались.
[banner]Задумайтесь над последней цифрой — 7 из 10 клиентов не станут вашими из-за отсутствия ожидаемого к ним внимания.
В наше время выбор есть и конкуренция велика. И в этих условиях критерием выбора становится отношение. Кто с этим не готов считаться, — пусть не жалуется на несправедливость жизни.
Йога не исключение. Да, мы называем своих клиентов «ученики», и йога — это философия, а не розничная продажа. Но сути это не меняет: мы предоставляем свои знания и умения другой стороне, чтобы помочь ей решить свои задачи.
И здесь так же опасны крайние позиции: слишком жёсткая (неуступчивость, как принцип) и слишком мягкая («всё, как пожелаете»).
Если преподаватель в начале практики спрашивает у группы «Что вы хотите сегодня?» — это не клиентоориентированность, а лукавство и заигрывание, создающее ложное впечатление заботы.
Если на просьбу ученика «Давайте посложнее!» — преподаватель реагирует согласием без раздумий, то это травмоопасное легкомыслие. Йога — это не про «сложнее».
Но индивидуальные пожелания нужно выслушивать, анализировать, а затем принимать решение о их удовлетворении, например:
- «У меня сегодня болит спина, можно я буду делать не всё?» — да, конечно, предлагаются облегченные модификации асан.
- «Можно сегодня нам дать Хануманасану, давно её не было?» — «Сегодня практика по моему плану, а Хануманасана будет в ближайшее время».
Ещё одно распространённое заблуждение о том, что персональные занятия дают клиенту намного больше прав в отношении их пожеланий и требований по сравнению с групповыми. Суть клиентоориентированности остаётся единой как для групповых, так и для персональных занятий.
Индивидуальные занятия отличаются от групповых тем, что практика составляется специально для конкретного человека, исходя из анализа и учёта ряда личностных факторов и обстоятельств. И вёе внимание преподавателя направлено на одного практикующего.
Клиенториентированность в практиках йоги означает:
- Поиск возможностей, а не препятствий, для решения конкретных задач.
- Гибкий подход и разумный компромисс, где это возможно.
- Разумный учёт пожеланий/просьб/обстоятельств.
Но при этом подразумевает:
- Твёрдое следование преподавателем выбранной линии.
- Самостоятельный выбор необходимой программы действий.
- Поддержание роли ведущего.
- Право сказать «нет» при необходимости.
- Соблюдение принципа Ахимсы.
Клиенториентированность в йоге не означает:
- Потакания любым желаниям.
- Стремления понравиться и привлечь клиента/ученика любой ценой.
- Пассивности и либерализма.
- Поощрения самодеятельности.
Преподаватель йоги — это:
- Помощник, но не подчинённый.
- Советчик, но не слуга.
- Ведущий, но не «хозяин жизни».
- Наставник, но не диктатор.
Если мы хотим, чтобы ученики к нам возвращались, нужно пройти свои полпути к ним навстречу, но оставаться при этом в пределах здравого смысла. И это не только про технические навыки.