Зачем держать язык за зубами или как сохранить энергию?

Зачем держать язык за зубами или как сохранить энергию?

«Набхи-мудра»: замыкаем энергетические каналы, тем самым повышая устойчивость тела к болезням. В пословицах часто даются очень полезные наставления. Особенно если перестать искать в них двойной смысл и воспринимать, как есть. Держи язык за зубами - советовали древние и не зря. Возможно речь здесь не только о пользе молчания - в практике йоги встречается техника, при которой язык помещается за зубы - "набхи-мудра" или "набхо-мудра".

Вот выдержка из классического йогического текста Гхеранда Самхиты:

"Где бы ни находился йогин и что бы он ни делал, он всегда должен держать язык кверху и задерживать дыхание. Это Набхо-мудра, отгоняющая болезни от йогина."

А вот описание, которое дает Свами Шивананда:

"Набхи-мудра заключается в касании нёба кончиком языка. Этот прием используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны (жизненной энергии) в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех упражнений."

Под каналами тонкого тела в данном случае подразумевается то, что в китайской традиции принято называть микрокосмической орбитой или малым небесным кругом.

Малый небесный круг включает в себя два канала (передний и задний) и является важной составляющей энергетической структуры человека.

Через него осуществляется контроль работы всех остальных каналов, наполнение их энергией.

Вот какое определение дает мастер цигуна Мантэк Чиа:

"Древние даосские учителя обнаружили, что в теле имеются два энергетических канала. Один канал, канал действия, или канал инь, начинается у основания туловища в точке промежности идет вверх вдоль передней части тела, проходя лобок, органы брюшной полости, сердце и горло и заканчиваясь на кончике языка. Второй канал, канал управителя, или канал ян, начинается в том же самом месте. Он идет от промежности вверх к копчику, затем вдоль позвоночника вверх в мозг, а затем спускается к нёбу."

Имеется три варианта выполнения набхи-мудры, которые отличаются точкой соприкосновения языка с нёбом.

Ставим язык за зубы и ведем им по верхнему нёбу назад, последовательно проходя все три точки:

  1. Вайю (воздух) набхи-мудра — кончик языка касается твердого нёба над верхней десной.

  2. Агни (огонь) набхи-мудра — кончик языка касается точки перехода твердого нёба в мягкое.

  3. Джала (вода) набхи-мудра — кончик языка касается мягкого нёба в глотке.

Мы используем только первый вариант, поскольку он наиболее нейтрален.

Остальные два варианта имеют соответственно "огненные" и "водные" характеристики и используются для количественного увеличения этих стихий в системе, другими словами они не всем и не всегда показаны.

Для чего нужен языковой замок?

Очень часто, начиная или продолжая регулярно практиковать, мы упираемся в недостаточность нашей личной силы. При этом мы постоянно получаем энергию из пищи (в основном), которой питается наше органическое тело. И, поскольку мы привыкли совершенно безответственно к ней относиться, мы, человеки, вынуждены получать ее в огромном количестве, значительно - на несколько порядков - превышающем то, которое нам действительно жизненно необходимо. Происходит это еще и потому, что попытки вернуть себе контроль над бездарно растрачиваемой энергией, в свою очередь тоже требуют энергии. Замкнутый круг. И для того, чтобы его разорвать, нам достаточно просто прекратить разбазаривать ту энергию, которую мы каждый день получаем.

Хатха-йога предлагает практикующему методы, с помощью которых он может "залатать дыры" в своем повседневном образе жизни - те самые "дыры", сквозь которые постоянно ускользает его личная сила, то есть, по мере возможности, устранить из своей жизни "статьи неоправданных расходов" энергии.

Такие "утечки" - это те аспекты нашего состояния и образа жизни, благодаря которым мы просто теряем энергию ни за что ни про что. Говоря об аспектах образа жизни, к "зонам утечки" можно отнести привычки и действия, которые никому не нужны. Например, привычку болтать без умолку, привычку злиться, привычку "качать права", привычку "круто" выглядеть в глазах окружающих, привычку "охмурять" противоположный пол, чрезмерная эмоциональность и т. п. Когда же речь идет о состояниях, к числу "утечек" можно отнести такие привычные состояния психики, органов, систем, групп мышц, следствием которых становится неконтролируемое бессмысленное рассеивание энергии. Простейшие типичные примеры - отвисший живот и не замкнутый на нёбо язык.

Рассеивание энергии верхних центров у подавляющего большинства человеческих существ происходит из-за того, что они не привыкли держать кончик языка прижатым к основанию верхней десны. Казалось бы, - примитив, но тем не менее.

Замыкание языка на нёбо обеспечивает целостность малого небесного круга, или "микрокосмической орбиты", - одного из главнейших энергетических каналов тела. От характера циркуляции энергии в контуре малого небесного круга зависит подавляющее большинство жизненно важных функций человеческого организма.

Язык является как бы мостиком между задней (восходящей) и передней (нисходящей) ветвями микрокосмического контура. Этим мостиком можно соединить воедино два главных энергетических канала в теле человека — функциональный и управляющий, по которым движется энергия разной полярности. Если кончик языка не касается нёба, контакт между ними нарушается, в месте "зазора" происходит рассеивание огромного количества жизненной силы, что приводит к серьезным искажениям характера циркуляции энергии во всех потоках энергетического тела. Это - одна из причин того, почему такие, казалось бы, безобидные действия, как, например, долгие разговоры и перманентное жевание жевательной резинки, совершенно чудовищным образом исподволь нас истощают. Однако происходит это не сразу, а постепенно, понемногу, что делает привычку держать разомкнутым контур малого небесного круга еще более предательской по отношению к нашей энергетической структуре.

Таким образом, устранив с помощью так называемого "языкового замыкания" разрыв контура малого небесного круга, мы предотвращаем достаточно существенные утечки энергии.