Йога для лентяев

С тайским массажем я впервые познакомился в Москве, когда работал редактором мужского журнала и обходил столичные салоны красоты в поисках материала для статьи. Тайским массажистом оказался вполне себе русский мускулистый человек с густой бородой, который попросил меня лечь на одеяло, расстеленное на полу полутемной комнатки. Начал он со стоп и постепенно стал подниматься выше. Переход от одного движения к другому был практически незаметен, казалось, что все они сливаются в один единый порыв. Очень скоро мягкие – хотя довольно сильные и энергичные – движения ввели меня в странное состояние, что-то среднее между сном и трансом.


Я расслабился так, что в какой-то момент с трудом понимал, где находится мое тело и что с ним происходит, между тем специалист продолжал планомерно завязывать меня в самые причудливые узлы, стараясь не пропускать ни одного участка тела, – никогда и никто с такой тщательностью не работал с ним. По окончании сеанса я лежал в Шавасане на полу. Тело почти не ощущалось. Парадоксальным образом ум находился в состоянии бодрствования. Мне казалось, что я, как герой фильма «Трэйнспоттинг», сейчас провалюсь сквозь пол куда-нибудь вместе с одеялом. После сеанса я чувствовал себя так, как будто побывал в трехдневном отпуске: легкая эйфория, желание работать и вместе с тем некоторая отрешенность от мира.

Попрошу без намеков

При словах «тайский массаж» обычно на лице собеседника появляется саркастическая улыбка. Очевидно, в этот момент человек представляет себе полуобнаженных азиатских красавиц, оказывающих сексуальные услуги. Однако к настоящему тайскому массажу эти образы имеют такое же отношение, как граффити на заборе к русской академической живописи.

Сексуальные услуги под видом массажа стали продавать в Таиланде относительно недавно. Во время войны США с Вьетнамом Таиланд использовался американцами как база отдыха для солдат. Так возникла тайская секс-индустрия, которая после ухода американцев стала очень успешно развиваться за счет туристов. В самом расслабляющем массаже нет даже намека на эротизм: во время сеанса и массажист, и клиент одеты, а комната, где все это происходит, как правило, не закрывается.

Настоящий тайский массаж, или древнее искусство Нуад Бо Рарн (переводится как «древний массаж»), – традиция, насчитывающая более двух с половиной тысяч лет. Примерно столько в общей сложности прошло с тех пор, как в Индии жил друг Будды, Дживака Кумар Бхаши, или, в тайской транскрипции, Шивака Компарадж, почитаемый тайцами как отец медицины и основатель Нуад Бо Рарн. В XVIII веке напавшие на страну бирманцы уничтожили огромное количество манускриптов, посвященных тайскому искусству врачевания, и в 1832 году король Рама III приказал высечь сохранившиеся тексты на каменных плитах в монастыре Ват По в Бангкоке, который сегодня служит не только библиотекой, но чем-то вроде центра обучения искусству массажа.

Школа танцев

Целители из Таиланда разработали совершенно уникальную технику восстанавливающего массажа, использовав опыт, накопленный в Китае и Индии. Свое искусство тайские монахи оттачивали тысячелетиями в буддийских монастырях. Владеющий древним искусством массажист не пропустит ни одну часть тела, проработает все мышцы, очистит все многочисленные энергетические каналы «сен». Воздействуя на определенные точки тела, он устраняет препятствия на пути потока энергии, восстанавливая нарушенный энергообмен. Неудивительно, что подобная работа, занимающая не один час – стандартный сеанс обычно продолжается два часа, но может растянуться и до трех, – оказывает сильное успокаивающее действие, помогает обрести гармонию.

Со стороны сеанс тайского массажа, исполняемый профессионалом, похож на танец: массажист двигается плавно, ритмично, незаметно переходя от одного движения к другому, причем он может надавливать на тело не только пальцами и ладонями, но и локтями, коленями и даже стопами.

К тому же в практике Нуад Бо Рарн вместо столь привычных поглаживаний, растираний и разминаний массажист использует растяжения, скрутки и надавливания. И если массажист напоминает танцора, то клиент – обленившегося йога, растяжения и скручивания за которого выполняет массажист, а он не прилагает к этому ни малейшего усилия, зато достигает более глубокой релаксации, чем если бы все эти движения он проделывал самостоятельно. Кстати, массаж хорошее дополнение к асанам: то напряжение в мышцах, которые не удается снять во время самостоятельной практики, исчезает после сеанса массажа.

Вот моя деревня

Интерес к технике Нуад Бо Рарн привел меня в королевство Таиланд, где сохранилась так называемая «северная школа» тайского массажа – южную школу, где  используют более мягкую технику, представляет бангкокский монастырь Ват По. В городе Чанг Май, куда ежегодно приезжают на учебу иностранцы, школ жесткой техники массажа множество. После гигантского сверхсовременного Бангкока, шумного и пыльного мегаполиса с небоскребами, трехуровневыми развязками, футуристическим  наземным транспортом и гигантскими пробками, Чанг Май производит впечатление глухой деревни с патриархальными устоями. Двухэтажные дома, многочисленные торговцы съестным на улицах, невероятно низкие цены, а главное – очень дружелюбные люди, не испорченные цивилизацией. Провинциалы еще не научились смотреть на туристов как на надоедливых мух или источник сверхдоходов.

Правда, спустя несколько дней стало понятно, что глухая деревня удивит жителя любой европейской столицы невероятным шумом на улицах. Основной вид транспорта здесь мопеды и мотоциклы, их рев, преследующий вас в течение дня, ослабевает ближе к вечеру. Тогда тайцы закрывают свои лавки – заодно и дома, – рассаживаются у порога всей большой тайской семьей и ужинают невероятной остроты супом, рисом или лапшой с кусочками мяса, обсуждают жизнь и поют караоке, оглашая улицы нечеловеческими звуками. Чуть позже молодежь начинает набиваться в местные открытые бары, музыкой, доносящейся из них, можно наслаждаться примерно часов до трех ночи. А в шесть утра вcя деревня встает с криком петухов, которых вскоре заглушает рев несущихся мотоциклов. 

Сурдоперевод

Кого только не встретишь в Чанг Мае – архитектора из Осаки, провизора из Берлина, студента из Иерусалима и профессионального массажиста из Аризоны. Я даже пересекся с девушкой из России – из наших сограждан мало кто забирается в такую даль. Все эти люди оказались здесь, чтобы освоить древнее искусство. Приехав на одну-две недели, ученики сдают билеты и остаются еще на один, а то и на два месяца. Обучение ведется на ломаном английском языке. Все, что не удается передать словами, объясняют на пальцах.

Обычно урок начинается с выполнения асан. Потом учитель показывает на ком-нибудь из добровольцев новую технику, студенты с помощью аббревиатур, обозначающих определенные виды воздействия (c ними вас знакомят на первом же занятии), быстро записывают последовательность действий, а затем, разбившись на пары, практикуются друг на друге. Атмосфера занятий больше всего напоминает радостную подготовку к какому-то празднику. Все улыбаются, помогают друг другу, стараются объяснить материал тем, кто не очень хорошо понимает английский язык в тайском исполнении. После обеда в одной из многочисленных местных кафешек обучение продолжается. По окончании занятия студенты чаще всего остаются в школе, чтобы побольше попрактиковаться. Вечером, сидя на веранде своей гостиницы, в окружении таких же студентов, приходится выполнять домашнее задание – раскрашивать карандашами картинки с упражнениями, пройденными в течение дня.

Возвращение

Прежде всего студенты должны понять, что эффект массажа в большой степени зависит от настроя массажиста. Раздраженный, усталый или напряженный, он вряд ли сможет помочь клиенту обрести гармонию духа и тела. Скорее всего, он лишь передаст ему свою раздражительность. Чтобы защитить клиента от негативных эмоций, перед началом массажа необходимо прочитать мантру «Вай Кру», посвященную отцу медицины доктору Шиваке. Массажист просит, чтобы, действуя через его тело, доктор Шивака помог клиенту восстановить здоровье и обрести душевное равновесие. Затем растирает ладони, чтобы они стали теплыми. Как утверждает тайская пословица: «Теплые руки – горячее сердце». Лишь после этого можно приступать к массажу. Движения выполняются плавно, все внимание массажиста должно быть направлено на его действия, думать о чем-то постороннем во время работы нельзя. Особенно осторожным он должен быть с энергетическими каналами тела. А в конце сеанса по традиции клиент и массажист благодарят друг друга.

Тайским массажем нельзя овладеть в совершенстве, кажется, здесь всегда есть чему поучиться. Вот почему многие, проведя несколько недель в школе, возвращаются спустя год или два, чтобы повторить пройденное и узнать что-то новое. Моя учительница, шестидесятилетняя владелица и преподавательница школы под названием «Пикник», перед моим отъездом сказала: «Возвращайся обязательно, я научу тебя тем новым приемам, которыми мне удастся овладеть самой». От таких предложений, конечно, никто не отказывается.