Встаньте в круг
Первые упоминания о капоэйре встречаются в бразильских источниках XVIII века. В них описывались ритуальные танцы африканских рабов, включающие боевые элементы. Скорее всего именно эти воинские танцы легли в основу искусства, сформировавшегося уже в Южной Америке, на территории современной Бразилии и получившего название «капоэйра». Считается, что африканские рабы, привезенные в Южную Америку португальцами, «зашифровывали» в танце национальные воинские обряды: в Бразилии им запрещалась любая демонстрация национальных традиций и единственное, что позволено было делать, – танцевать.
Существует и более «воинственная» теория: многие полагают, что рабы, намереваясь однажды вступить в схватку со своими владельцами, оттачивали боевые приемы, завуалировав их в танце. Как бы то ни было, после отмены рабства в 1888 году освобожденные рабы, будучи не в состоянии найти работу, присоединялись к бандам. Они продолжали практиковать капоэйру, используя ее боевые элементы в качестве инструмента решения конфликтов. Да что уж там – капоэйра стала неотъемлемой частью бандитских «разборок», и дрались люди не на жизнь, а на смерть в буквальном смысле этого слова. В результате в сознании «мирного населения» капоэйра стала прочно ассоциироваться с криминальным миром, а в 1890 году ее и вовсе запретили.
И снова здравствуйте
Возрождение капоэйры связывают с именем Местре Бимба, благодаря которому в 30-х годах ХХ века ее не только легализовали, но и провозгласили официальным видом спорта Бразилии. Сегодня по популярности капоэйру там обгоняет только футбол. Местре Бимба создал методику преподавания, выстроив систему перемещений и ударов, и назвал свой стиль «региональным стилем Боии» (Сальвадор, столицу бразильского штата Боия, считают родиной капоэйры). Сегодня его метод называют «капоэйра режионал» (capoeira regional). Несмотря на то что стиль быстро набирал популярность, стройность, которую Местре Бимба привнес в капоэйру, насторожила многих его «коллег по цеху». Тогда казалось, что четкость уводит от сущности капоэйры, от того, что она в действительности собой представляет. На этой волне в противовес капоэйре режионал появился другой стиль – капоэйра ангола (capoeira angola).
Его создатель Местре Паштинья считал, что капоэйра не должна уходить от корней. В отличие от Местре Бимба, который уделял большое внимание боевым элементам практики, Паштинья сосредоточился на игровой, ритуальной составляющей. Капоэйра ангола больше похожа на ритуальный танец, в ней много плавных и на первый взгляд довольно странных движений. Но несмотря на то что из-за отсутствия четкой системы внешне она не очень понятна для европейца, стиль получил такое же широкое распространение в мире, как и капоэйра режионал. Именно эти два направления – режионал и ангола – считаются сегодня основными в капоэйре. Однако многие мастера в Бразилии не относят себя ни к той, ни к другой традиции и вообще не придают значения стилям. В то же время школ на родине капоэйры великое множество – своя есть практически у каждого серьезного мастера. В 60–70-х годах капоэйра шагнула за пределы Бразилии, о ней начали узнавать в мире.
Держи ритм
В капоэйре нет стройной философии, подобной той, которую мы привыкли видеть в восточных духовных учениях. «Искусства Востока, в частности Индии, основаны на многотысячелетней истории, и вся она была скрупулезно записана, – объясняет Руслан Теймозу. – Люди описывали все, чем они занимались: каждая практика и ее результат, каждый вдох и выдох описан в трактатах. Это культура философии, даже, можно сказать, философствования. Капоэйра же была создана африканцами, культурой, основанной не на письменности, а на ритме. И этим все сказано: они ничего не объясняют, ничего не говорят. Но они чувствуют всем своим существом, что и как надо делать, в каком ритме перемещаться. Речь идет не о движении в буквальном смысле слова, а о чувстве ритма вселенной или более узко – ритма той земли, на которой ты находишься. Для того чтобы это понять, необходимо окунуться в эту культуру, раскрыться для понимания ритма, в котором живут – именно живут! – эти люди. Мастера капоэйры не передают техник работы с энергией. Во всяком случае не описывают их вербально. Они лишь говорят о внутренней жизненной энергии аше».
Аше – это созидающая сила, которая позволяет вещам свершаться, придающая динамичность происходящим процессам. По сути это та же прана или, скажем энергия ци. Понятие «аше» пришло в капоэйру из кандомбле – бразильской афрохристианской секты, входящей в состав религиозного течения макумба, основной религии населения Бразилии (хотя по официальным данным большая часть бразильцев, в том числе и приверженцы макумба, – католики). Считается, что аше течет в теле определенным образом и, стимулируя некоторые точки, можно влиять на ее движение. Кроме того, на аше можно воздействовать с помощью ритуальных танцев, пения и игры на музыкальных инструментах, то есть всего того, что составляет искусство капоэйры. Точкой средоточения аше считается Атари, расположенная на макушке.
Лейся, песня
Музыка – неотъемлемая часть искусства капоэйры. Каждый капоэйрист должен уметь играть на музыкальных инструментах и знать слова песен, без которых не обходится ни одна игра. Без музыки капоэйра – всего лишь спорт. Три инструмента должны присутствовать в роде (так в капоэйре называется круг) обязательно: беримбау (однострунный инстрмент с резонатором, по форме напоминающий лук), атабаки (африканский барабан) и пандэйру (бубен). Иногда также используют агуго (два колокольчика, соединенные между собой, по которым бьют палочкой) и реко-реко (бамбуковая палка с насечками, что-то вроде трещотки). Беримбау – главный инструмент в капоэйре, именно на нем, как правило, играет мастер или ведущий роды. «От резонатора (или кабасы), который прижимают к животу, вибрация передается непосредственно в корпус и стимулирует движение энергии в теле, – рассказывает Руслан. – Можно прижимать кабасу и к груди, но это более высокий уровень. Энергия сердечного центра тоньше, и воздействовать на нее нужно крайне аккуратно. Далеко не все готовы воспринимать эти вибрации сердцем». Рода всегда начинается с ладоиньи – сольной песни мастера (ведущего). А уже затем, когда начинается игра, мастеру подпевает хор. Традиционно все песни поются на португальском языке.
Музыкальный ринг
Капоэйру начинают осваивать с базовых элементов – основных движений или типов перемещения, которые затем складываются в последовательности. В капоэйре нет статичных положений – игроки постоянно перемещаются и движения совершаются во всех возможных плоскостях. Базовые движения во всех школах или стилях капоэйры одни и те же, будь то режионал, ангола или любой другой стиль. На более высоком уровне эти же элементы усложняются и выполняются в более сложных последовательностях. Кроме того, здесь нужно уже уметь петь и играть на музыкальных инструментах.
В клубе «Инби», например, в классах капоэйры проводят даже отдельные музыкальные занятия. Как уже говорилось выше, музыке в капоэйре отведена особая роль: ее ритм задает темп всей игры. Игроки, находящиеся в роде, должны слышать этот ритм и двигаться в соответствии с ним – медленнее или быстрее или, например, привносить акробатические элементы в свою игру. Настоящий капоэйрист должен не только быть сконцентрирован на своем партнере, но и осознавать все, что происходит вокруг. Однако на начальном этапе это удается далеко не всем.
Спустя примерно год регулярных занятий, освоив базовые движения, ученик проходит батизадо – ритуал посвящения в капоэйристы, по окончании которого получает свой первый пояс и капоэйристское имя – апелидо. Традиция давать «новобранцу» новое имя уходит корнями в криминальное прошлое капоэйры: прозвище позволяло скрыть настоящее имя от властей. На батизадо достаточно продемонстрировать знание базовых элементов. А вот переход на следующие уровни сопряжен уже с более серьезными испытаниями. К слову сказать, поясная система в капоэйре не унифицирована: каждый мастер волен создать свою собственную и придумать свой цвет для пояса каждого уровня. Ну и наконец, если вы решите приобщиться к искусству капоэйры, помните главное: в роде не бывает победителей и побежденных, ваш главный соперник – не партнер, стоящий перед вами, а вы сами. Воспитать в себе уважение к партнеру, научиться брать на себя ответственность за происходящее, развить осознанность и достичь высшей степени владения своим телом – остальное вторично.
Добро пожаловать
Капоэйра в Москве
Этнический клуб Inbi World.
Инструктор Руслан Теймозу, стаж практики более 10 лет.
Занятия проходят по
вторникам (19.00–21.00),
четвергам (19.00–21.00)
и субботам (14.00–15.45).
Адрес: ул. Новосущевская, д. 24 (с/к «МИИТ»);
тел. (495) 684-4420
сайт: www.inbi.ru
Федерация «Капоэйра России».
Адрес: ул. Сущевский Вал, д. 56;
тел. (495) 180-9473
сайт:www.kapoeira.ru
В Санкт-Петербурге
Школа капоэйры в Санкт-Петербурге.
Адрес: ул. Бухарестская, д.31, корп.1 (помещение клуба «Прогресс» ).