Все лучшее - детям

Марша Вениг начала преподавать йогу детям около 20 лет назад, в детском са­ду Монтессори, куда ходила ее 3-лет­няя дочь. «Я была абсолютно уверена в успехе. Ведь к тому времени я уже несколько лет преподавала йогу взрослым, а мой стаж практики по методу Айенгара насчитывал боль­ше десяти лет, – пишет Марша в своей книге «YogaKids – йога как путь всестороннего развития ребенка». – И тут меня ждал сюрприз. Уже после двух занятий я была в таком отчаянии, что готова была бросить эту затею.

Оказалось, что к детям нужен совсем иной подход, чем ко взрослым, но какой? И хоть умом я понимала, в чем проблема, решение никак не находилось». В отличие от взрослых, детишки совершенно не желали следовать инструкциям и слушать объяснения, удерживать позу и пытаться выполнить ее правильно. Все, чего им хотелось, – это играть и веселиться. «Дети живут в настоящем, – пишет Вениг, – это настоящее движется стремительно и быстро, и еще быстрее возникают вопросы: почему поза Собаки называется Собака, если она совсем на собаку не похожа?

Собаки лают, кусают лапы, поднимают ногу и метят территорию – разве они стоят вот так, как какая-нибудь палатка крышей вверх?» Создать свою собственную систему Марше помогла теория мно­жест­вен­но­сти интеллекта гарвардского ученого, доктора психологии Говарда Гарднера. В результате родился метод YogaKids.

Мы все такие разные

В своих исследованиях Гарднер обозначил восемь типов интеллекта, присущих людям: вербально-лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, музыкально-ритмический, телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный и естествознательный. По сути, это восемь путей, которыми мы познаем окружающий мир, и восемь путей обучения детей. Вербально-лингвистический, например, подразумевает способности к чтению, письму и другим способам вербального общения. Детям-лингвистам нравится складывать рифмы, они разговорчивы, любят шутить и рассказывать истории. Музыкально-ритмический тип интеллекта обусловливает способность детей распознавать ритм и мелодию, играть на музыкальных инструментах, петь. Исполь­зуя именно этот тип интеллекта, большинство детей запоминает алфавит. Музыка и ритм могут стать мощными помощниками в запоминании. Межличностный интеллект – это способность общаться, чувствовать общность и встраиваться в коллектив. Такие дети легко очаровывают других, они любят играть в компании и находиться в обществе. Определить, какие из восьми интеллектов по Гарднеру наиболее проявлены в ребенке, довольно просто: если внимательно наблюдать за его поведением и реакциями, довольно быстро становится понятно, что перед нами – маленький лингвист, или математик, или природовед, или все вместе взятое. В каждом человечке спокойно уживается множество природных талантов и типов интеллекта, которые ребенок, особенно дошкольник, щедро проявляет при любой возможности. Но с началом обучения в школе свободного времени становится все меньше, поэтому детям приходится выбирать из множества интересов всего один или два. Остальные таланты из активного пользования понемногу уходят «в запас». Да и в дошкольном возрасте часто бывает так, что родители уделяют внимание одним сторонам развития в ущерб другим.

Элементарно

На занятиях YogaKids у ребенка снова появляется возмож­ность почувствовать свою многогранность. Дви­же­ние – это самое естественное для ребенка состояние, и практика хат­ха-йоги дает большой простор для исследования воз­мож­но­стей своего тела. Именно отсутствие свободы движения и телесного контакта с родителями, по мнению многих детских психологов, является одной из причин нарушений поведения и других детских проблем. Благодаря практике йоги в ребенке вновь пробуждается способность учиться, полностью реализуя природные таланты. А чтобы занятие было интересным для всех, преподаватель использует так называемые элементы метода. Всего их четырнацать, и чем большее количество задействовано на уроке, тем больше вероятность, что каждый ребенок найдет свой «ключик» к знаниям йоги и сможет выразить себя на занятии по-своему. В Триконасане (позе Тре­уголь­ни­ка), например, одним больше нравится представлять себя мощной египетской пирамидой (используется элемент «Визуальные виньетки»), других увлекает процесс подсчета сотен лет (элемент «Милая математика»), которые простояла пирамида, третьим любопытно звучание счета на разных языках (элемент «Смехолингвистика»).

В элементе «Алмазное ожерелье» включаются межличностный (чув­ство единения с другими) и внутриличностный (чувство связи со своим внутренним миром) типы интеллекта. Детям объясняют, что каждый из нас похож на сияющий алмаз – уникальный, многогранный и неповторимый, каждый человек талантлив по-своему. Совместная практика йоги создает прочную «ниточку», на которую алмазы нанизаны в ожерелье.

Эта ниточка связывает нас с природой, с семьей, с учителями, с нашим собственным телом, умом и душой. Элемент «Мостики для мозга» улучшает взаимодействие между дыхательной, нервной и эндокринной системами нашего организма. Сочетание дыхательных техник, асан и других специальных упражнений приводит в равновесие работу обоих полушарий мозга и желез внут­рен­ней секреции. Например, в уп­раж­не­нии «Циферблат» круговые движения глаз активизируют работу мозолистого тела мозга и, как следствие, улучшают работу всего мозга.

В элементе «Афоризмы для ха­риз­мы» используются позитивные выска­зы­ва­ния для поддержания внеш­не­го и внутреннего миролюбия, уверенности в себе, радости, честности и со­стра­да­ния. Например, в серии поз Воина физическая сила и упорство укрепляются словами: «Сила во мне! Смелость во мне! Крепко стою я на этой земле!» Элемент «Поиски спокойствия» выводит на первый план глубинные, внутринаправленные аспекты практики йоги: медитацию, концентрацию внимания, дыхание, расслабление. Дети учатся использовать йогу для успокоения и отдыха. Наравне с умением читать и писать умение расслабляться сослужит детям хорошую службу на протяжении всей жизни.

Несмотря на адаптированные к дет­скому типу мышления названия асан, по структуре детское занятие мало чем отличается от типичного сбалансированного занятия для взрослых. Начинается урок с настройки на практику, затем следует разминка, например суставная гимнастика плюс дыхательные упражнения, потом – несколько кругов Сурья Намаскар (комплекса Приветствия солнцу), а за ними позы стоя, наклоны, скручивания, прогибы и перевернутые позы. Заканчивается занятие Шавасаной. Так же как и на взрослых занятиях, соблюдается принцип компенсации. После Стойки на руках, например, идет расслабление в позе Ребенка, за Сарвангасаной (Стойкой на плечах) следует обязательный отдых в Матсиасане (позе Рыбы).

Свой путь

«Часто говорят, что дети все впитывают как губка, и это правда, но каждый из них – это особенная губка, непохожая на другие, – пишет Марша. – Дети двигаются, разглядывают, слушают, трогают и даже поют в то время, когда, по сути, они получают и переваривают новую информацию. Используя все эти пути, мы можем помочь нашим детям развивать каждую частицу их ума, тела и духа. Все дети учатся по-разному, нет и двух детей, путь к знаниям у которых был бы абсолютно одинаков».