ЦИГУН. Что это такое и как это вписывается в обычную жизнь в городской среде

ЦИГУН. Что это такое и как это вписывается в обычную жизнь в городской среде

Дышать в последнее время стало тяжелее. Это факт. И думается не так легко, как раньше, и тело тоже не перемещается в пространстве с прежней лёгкостью. Вот в этой связи мы и поговорим о ЦИ-ГУН.


С древних времён существовали в Китае люди Пути, дао ши. Путь не вёл к линейно определённой цели, которая могла осознаваться в виде пространственно локализованного объекта представлений. Путь вообще никуда не вёл. Путь в русской этимологии связан с такими корнями, как «путать», «петь», «пытать», «испытывать», «пить». Суть же отношений с Путём состояла в следующем. Идущего по Пути интересует не цель и не средство, а сам процесс движения, законы, составляющие это движение, технологии описания отношений между мной, идущим, и Путём, проходимым. Человек, занимающийся постоянной коррекцией Пути, исходит из того, что структура переживаемого мира представляет собой динамическую конструкцию постоянного поля переживания во взаимодействии потока ощущений, чувств, состояний, ситуаций.

В нормальном состоянии сознания человек находится на границе между переживанием чувств и отражёнными описаниями состояний. Зацикленность этой четырёхчастной конструкции обеспечивает поддержание поля обыденного сознания, в котором за счёт одних преобладают другие аспекты. То есть в связи со смещением акцента осознанного переживания с ощущений и состояний в область чувств и ситуаций человек теряет возможность строить правильную траекторию движения центра саморазвития в этом теле, и, следовательно, тело движется по постоянно отклоняющимся от идеальных траекториям во внешнем мире.

Таким образом, постоянное искривление потоков приводит к накоплению избыточной напряжённости в тех местах, где напряжённость скапливаться не должна, и, как говорится, накапливается усталость материала, которая выражается в механических (необратимых при сохранении существующего описания мира) повреждениях машины тела. Тело перестаёт вести себя осознанно. Мир переживается всё более и более тускло. Теряется интерес к жизни, а при отсутствии постоянного интереса к жизни — откуда взяться счастью? Предложим рабочее определение счастья как способности переживать постоянный интерес к жизни в том месте, где твоя жизнь проживается в данный момент времени. Этимологически слово «счастье» восходит к понятию час, обозначающему время в славянских языках. Например, в украинском языке час указывает не на единицу времени определённой длительности, а на родовое понятие времени. Так что для обретения счастья необходимо корректировать свои отношения со временем, восстанавливая правильный узор переживания ситуаций — состояний — чувств — ощущений.

Теперь соотнесём структуру четырёх понятий со структурой четырёх уровней переживания ощущаемого пространства мира. Тело (представленное движениями и ощущениями), дыхание (всегда состоящее из вдоха и выдоха) и сознание (являющее собой череду сосредоточения и рассеяния двух составляющих: внимания и восприятия) создают всю структуру пространства переживания, в котором человек обитает изо дня в день.

Практика цигун состоит в отлаживании трёх составляющих. Тело характеризуется позой, которая проводит напряжение и расслабление. То есть первое действие — это правильное положение тела. Второе — это регулирование дыхания. Дыхание состоит из вдоха и выдоха, их характеристики — это глубина, длительность, плавность, скорость и ровность. То есть при правильной позе необходимо следить за дыханием, которое во всех ситуациях и при любых состояниях должно быть глубоким, ровным, плавным, длинным, тонким и мягким. Сознание характеризуется покоем, что выражается в отсутствии мыслей, не относящихся к данному моменту. То есть допускаются мысли только о движении тела, свойствах дыхания и состоянии сознания. Способность поддерживать ровное состояние сознания обеспечивает сохранение энергии, необходимой для формирования намерений правильной конфигурации. Таким образом достигается более ровное прохождение через ситуации, которые непосредственно связаны с состояниями.

Контроль сознания осуществляется только через контроль дыхания. Кроме того, существуют ритмики дыхательных циклов, которые связаны с глубинными процессами прохождения временных волн через сферу сознания в воспринимаемом мире. Само дыхание производится ритмическими группами, например, делается шесть раз по шесть вдохов и выдохов (одна единица дыхания состоит из вдоха и выдоха). Шестёрка соответствует иньской фазе процессов сознания, и потому она ассоциируется с пассивной стороной восприятия. Девятка соотносится с янской фазой внимания, и потому ритмические группы, связанные с девяткой, более способствуют активному сосредоточению сознания и мобилизации ресурсов организма. Именно поэтому считается более целесообразным в первой половине дня делать упражнения, которые базируются на девятке, а вечерние упражнения связывать с шестёркой. Внутри каждой циклической единицы отдельного дыхания тоже существует деление на фазы. Шесть единиц приходится на вдох, и шесть — на выдох. Эти деления соответствуют двенадцати энергетическим каналам в организме, шесть из которых янские, а шесть иньские. Каналы соотносятся с внутренними органами, а органы обеспечивают правильный приём и обработку сенсорных сигналов, приходящих из этого мира в сферу сознания.

Таким образом, необходим контроль дыхания, внимания и движения. И через постоянную работу по отслеживанию дыхания в теле и его движения достигается правильное объяснение всех процессов в организме. Так появляется возможность правильно регулировать его деятельность, в результате чего время проходит через человека спокойнее и ровнее.


Отрывок из книги Бронислава Виногродского «Я – даос. Ты тоже? Семантическая провокация», «Издательство «Э», Москва, 2016