Лучший учитель

Стилей йоги существует, как известно, великое множество. Большинство из них появились относительно недавно и представляют собой порой самые замысловатые комбинации различных аспектов духовной практики. Мантры, мудры, медитации, пранаямы, крийи и асаны – по большому счету сказать новое слово в рамках практики йоги никому так и не удалось. Да и вряд ли кто-то из новоявленных создателей собственных стилей всерьез к этому стремится. И все же в Москве появился метод, который можно считать уникальным. Называется он dolfin-yoga, или дельфин-йога, и по сути представляет собой практику... в компании с дельфинами. Занятия, как несложно предположить, проходят в Московском дельфинарии.

Присоединяйтесь!

По словам автора дельфин-йоги, психолога Светланы Дороганич, метод разрабатывался долго. Светлана работает с дельфинами с 1996 года, а заниматься йогой начала в 2000-м. Тогда же появилась идея создать единое пространство для работы с дельфинами и практики йоги, причем сделать это так, чтобы система получилась по-настоящему целостной и органичной.

«Я понимала, что йога – это прежде всего соединение индивидуального сознания со вселенским, божественным сознанием, – объясняет Светлана. – Каким образом мы достигаем этого единения? Йогические практики очень часто дают состояние синхронизации обоих полушарий мозга. Это происходит, когда мы входим в медитативное состояние. Начинают генерироваться низкочастотные волны мозговой активности. Это альфа-волны – волны визуализации и не очень глубокого медитативного состояния, и тета-волны – волны глубокой медитации. Именно в этом случае возникает то, что мы привыкли называть “расширенным состоянием сознания».

Так вот, мозг дельфина практически непрерывно генерирует альфа- и тета-волны, а полушария его головного мозга все время работают синхронно. Каким образом это может помочь практикующим йогу? В психотерапии есть такой прием: присоединение. Используя всевозможные методы эмпатии, психотерапевт присоединяется к клиенту, помогая ему таким образом разобраться в собственных переживаниях. Дороганич решила, что использование в работе с дельфинами техники, подобной присоединению в психотерапии, может дать свои результаты. «Дельфины обладают потрясающей способностью к эмпатии, они любят человека бескорыстно. Еще Плутарх в своем труде «Об интеллекте животных» написал: «Только дельфинов природа наделила тем, что является предметом поисков всех философов – дружбой без какой-либо выгоды». И если во время практики йоги мы присоединяемся к дельфинам, существам, у которых изначально синхронно работают оба полушария, происходит то, что называют естественной настройкой на божественное сознание. Сознание человека гармонизируется. Фактически йога является катализатором для такого присоединения», – говорит Светлана.

За гранью непознанного

Уникальные, а порой просто загадочные способности дельфинов интригуют научное сообщество очень давно. Исследований на эту тему проводится масса. Чего только стоят попытки ученых расшифровать язык дельфинов! «В свое время я общалась с директором Института акустики Николаем Андреевичем Дубровским, – делится Дороганич. – Он много лет пытался понять, что же представляет собой язык дельфинов, и в результате пришел к выводу, что расшифровывать его нет никакой необходимости. Он говорил: общение с дельфином должно происходить в другой плоскости – плоскости энергетиче­ского взаимодействия, намерения, мысли».

Его точку зрения подтверждают эксперименты, которые проводил известный ученый Ян Колтунов (к слову сказать, горячий приверженец йоги), изучавший в свое время биоэнерготерапевтические способности дельфинов. Он устанавливал связь с дельфином на огромном расстоянии: уходил в горы и оттуда мысленно обращался к животному, предлагая ему поиграть. Его коллеги, наблюдавшие в это время за дельфином, подтверждали, что тот начинал выпрыгивать из воды и смотреть в сторону гор.

«Наша задача – установить очень тонкий контакт с дельфином, и мы делаем это во время дельфин-йоги, – говорит Светлана. – А цель этой коммуникации – прежде всего расширение сознания. Через особые практики мы начинаем чувствовать, что являемся не только физическим телом, что в нас есть еще что-то. Но что же это? Чем объяснить тот факт, что я ощущаю себя дыханием, сначала своим, потом дыханием всей группы, а затем и дыхание дельфина ощущаю как свое собст­венное? Почему звуки, которые издает дельфин, я воспринимаю как мелодию вселенной? Так человек начинает осознавать, что он гораздо большее, чем все его представления о себе. Кроме того, в расширенных состояниях сознания, – продолжает Дороганич, – особенно в процессе холотропных сессий, человек может ощущать себя дельфином. Об этом писал, например, Станислав Гроф. Согласно его теории, дельфин – это символ первой пренатальной матрицы, то есть пребывания в материнской утробе. Кожа дельфина очень гладкая, мягкая и теплая, напоминает стенки матки, а соленая вода похожа на симбиотическую жидкость. Общаясь с дельфином, человек как будто снова погружается в эти первичные воды. Он слышит волшебные звуки под водой, издаваемые дельфином, и начинает испытывать состояние блаженства и покоя. Это один из способов соединения со вселенским сознанием».

Как все начиналось

Первые шаги в разработке метода были сделаны в Севастопольском дельфинарии в Казачьей бухте, где несколько лет подряд Дороганич со своими коллегами, преподавателями хатха-йоги, проводила семинары под названием «Тренинг новой коммуникации. Человек и дельфин». День начинался с практики кундалини- и хатха-йоги. Затем участники отправлялись к морю, где осваивали различные техники дыхания, плавания и ныряния, необходимые для максимально эффективного общения с дельфинами. А потом группа отправлялась в дельфинарий плавать с дельфинами, используя изученные техники. Кроме того, в рамках семинара Светлана проводила сессии дыхательной интегративной психотехники с элементами холотропного дыхания.

«У многих из тех, кто регулярно ездил с нами на эти тренинги (а таких было много), появлялись необычные способности, – делится Дороганич, – например, способность к спонтанному рисунку, более тонкому восприятию мира. Люди начинали писать стихи. Сегодня часть этой методики мы используем для реабилитации детей с особенностями развития. Они точно так же занимаются телесными и дыхательными практиками, но в игровой форме, потом плавают с дельфинами, а после рисуют».

Положи меня в воду

Занятия дельфин-йогой для взрослых проводятся в группе от 4 до 8 человек. К тонкому взаимодействию с дельфином учеников готовит практика асан и пранаямы. «Контакт с дельфинами начинается задолго до того, как мы заходим в воду, – продолжает рассказ Светлана. – Невероятным образом они понимают, что люди занимаются какими-то практиками. Они кружат, высовываются из воды. Особенно когда делаем пранаяму».

В методе используют 4 типа дыхания, в основе которых классические пранаямы: энергезирующее дыхание, очищающее дыхание, гармонизирующее дыхание и дыхание по-дельфиньи. «После того как люди закончили дыхательную практику, они уже находятся в расширенном состоянии сознания. Кроме того, во время практики на берегу мы постоянно находимся в поле локации дельфинов – ультразвукового излучения, того самого, которое используют во время сеансов дельфин-терапии, – объясняет Дороганич. – То есть тонкое гармонизирующее взаимодействие начинается на этом этапе. Затем люди заходят в воду, ложатся на спину в позу звезды, так, чтобы головной и спинной мозг находились в воде, и выполняют те же пранаямы. После этого, находясь в медитативном состоянии, они начинают общение с дельфинами.

Даже те, кто раньше не понимал, в чем суть практики йоги, начинают понимать это здесь. Каким-то очень тонким образом дельфины дают понять человеку, что он может быть любим, что обладает гораздо большим потенциалом, чем мог себе представить. Человек становится действительно счастливым после такой практики. И я считаю, что это настоящая йога. Эта та самая йога, которую мы обычно, придя в зал, получаем в виде теории. А здесь это сама жизнь».

Запись на занятия: (903) 768-6205 , (495) 543-8764, businessyana@ya.ru