Котлы для праведников

В приемных и чилл-аутах самых шикарных SPA-центров планеты вы обязательно найдете толстенный красочный том под названием The 100 Best SPA In The World. Приятно открыть этот фолиант и на самой замусоленной странице обнаружить, что аккурат в одном из этих супер-SPA ты сейчас и пребываешь. Я побывал в шести релакс-центрах, указанных в первой сотне: на Бали, Мав­ри­кии, Сардинии, во Франции и под Лон­до­ном, – так что, можно сказать, узнал в этом толк. И теперь со знанием дела могу сказать, что лучшего на мой взгляд и вкус, из всех протестированных SPA, в номинальном списке вообще нет. Это Zen SPA «Баня Land», и расположено это чудо непосредственно в поселке Красная Поляна, в горах над Сочи в Краснодарском крае. Должен заметить, что я категорически не склонен к огульному патриотизму, поэтому в моих устах такое заявление звучит серьезно. Почему Zen SPA нет в глобальном томе? Скорее всего, потому что о нем просто не знают. Возможно, сказывается отсутствие большого бассейна. Но главное – “Баня Land” вообще находится в немного ином измерении по сравнению с привычными, даже самыми роскошными и экзотичными SPA-центрами.

В «Банной стране» я впервые очутился весной прошлого года. Привез меня туда известный Андрей Бартенев – художник, скульптор, дизайнер, а главное, эксцентрик каких мало. Его в свою очередь навел на Zen SPA великий арт-клоун Слава Полунин.

Короче, карабкались мы на джипе в верхний, предгорный угол Красной Поляны, пока не оказались перед воротами территории, занятой престранными деревянными и каменными строениями: были тут и бревенчатые избы, и япон­ские домики, и что-то совсем невиданное с островерхими конусоидальными крышами и башенками. Практически страна Оз, тем более что за воротами гостей встретили звуки индийской таблы и девушки с распущенными волосами в ритуальном костюмированном танце. Дальнейшее было чуть менее романтично, но даже более впечатляюще. Внутри одного из забавных строений оказались уютные раздевалки, тапочки – халаты – полотенца. Затем метров тридцать по каменной тропинке – и оказываешься у избушки-мазанки. Как я выяснил много позже, называется она «Хагакурэ» («укрытая среди листьев», в переводе с японского) и сделана из стволов грушевого дерева. Парни завели меня вовнутрь и для начала устроили небольшой сеанс ароматерапии: парилку топят по-черному, но запаха дыма нет абсолютно, зато есть шикарный травяной букет и бог знает что еще. Минут через пять приступили: положили на топчан, густо покрытый хвойными лапами, и от шеи до пяток обмазали медом. Затем начали, как это и принято повсюду, обмахивать и поколачивать вениками – сначала мягкими дубовыми, потом более жесткими березовыми, – иногда приятно сбрызгивая холодной водой… Вообще-то я не очень люблю русскую баню и весь связанный с ней вениковый мазохизм. Но тут, едва ли не впервые на моей банной памяти, я чувствовал себя по-настоящему хорошо. Из парилки вывели ласково под ручки и тут же опорожнили на горячее медовое тельце большой деревянный ушат ледяной воды. Ну, в прорубь я ныривал неоднократно, по­это­му большого шока не испытал… Зато того, что за этим последовало, в моей жизни еще не бывало.

Представьте себе типичную картинку из адской действительности: гигантский металлический котел подвешен на цепях над горящим костром. В нем побулькивает вода, над водой поднимается пар... Добро пожаловать, грешник! И я полез туда. Вода горячая – 42–43 градуса, – и долго усидеть в ней непросто. Внутри котла есть деревянные ступеньки, и чем выше, тем легче. Но начал я с самого дна... Фантастическое ощущение подчеркивается еще одним фирменным zen-контрастом: прямо в чан подают кубок с холодным напитком «Кровь дракона» – очень, кстати, вкусным, на основе гранатового сока с медом и апельсином. Испытание в котле над костерком называется «Конек-Горбунок».

Путь из чана лежал в бар. Там, за чашкой травяного чая местной рецептуры, мы обменялись восторженными впечатлениями с собанниками, после чего я был направлен на массаж-пилинг. На теплом мраморном столе две девушки обсыпали меня смесью молотого кофе и крупы, после чего долго и приятно совершали размягчение, очищение и омовение… Увы, на этом трехчасовой сеанс закончился. Оставалось посетить стильный «Кабуки-бар» (экзотические чаи редких сортов, коктейли и соки из свежевыжатых фруктов), где в аскетично-япон­ской обстановке состоялась встреча с человеком, который все тут придумал и создал, – благообразным длиннобородым мужчиной лет сорока по имени Владимир Ряполов. Интереснейший разговор с хозяином касался в основном тем философских и мировоззренческих и убедил меня в том, что детище Ряполова – штука гораздо более сложная и глубокая, чем просто центр оздоровления, релаксации и экзотических водно-массажных процедур.

Следующая поездка состоялась уже зимой, и этот сезон в Красной Поляне имеет свою прелесть. Скажем, сидеть в котле «Конь­ка-Гор­бун­ка» морозной звездной ночью – это нечто... Впрочем, за четыре дня, помимо «Хагакурэ», я освоил еще два комплекса Zen SPA и некоторые прилегающие помещения.

«Валтазар» стоит на берегу пруда, в котором плещутся разноцветные карпы. Непосредственно в чилл-ауте бани имеется освещаемый колодец, где заплывающих под двухэтажную пагоду «Валтазара» рыб можно кормить. В здешних кабинетах, помимо экстремального парения (един­ствен­ный раз в «Баня Land», когда я сказал: «Пожалуй, хватит...»), мне устроили обкладывание эвкалиптовыми вениками, медитативный пупочный (!) массаж и заливку тела шоколадом. Последнее, в отличие от боль­шин­ства процедур Zen SPA, которые уникальны, практикуется во многих топ-SPA мира, но могу засвидетельствовать, что нигде расход шоколада не был столь щедрым, как в Красной Поляне.

Баня «Боярская» – пока последняя из построенных, самая красивая и просторная. Снаружи похожа на гигантский вигвам, инкрустированный мозаикой. Внутри на высоту двух этажей стоит похожая на мегасамовар медная печь. Первый этаж – масочно-массажный. Здесь обмазывают разным полезным: солями, огурцами, крупами, медовостями и т. д. Я выбрал водоросли. На втором этаже – парилка. Она очень просторная, что позволяет, с одной стороны, чтобы клиента обрабатывали вениками аж три банщика и поливали его при этом домашним пивом, а с другой... получая нежные удары в пивном мареве с дубовым ароматом, я услышал мелодичное пение – судя по всему, мантры. Поначалу удивился: как это они умудряются держать аппаратуру в такой температуре и влажности? Но вскоре до меня дошло, что пение – живое! Причем это не какой-то VIP-трюк, а стандартная практика в здешних парильных ритуалах. А вообще модная задумчивая этно-электронная музыка в духе «Будда-бар» ласкает слух по­всю­ду в Zen SPA. После парилки я со второго этажа по детской горке съехал в бассейн и мимо психоделического зеркального душа проследовал в просторный чилл-аут с баром, где на подогретом мраморном подиуме был подвергнут массажу «Крадущийся тигр» – это когда местная мастерица использует твое тело как физкультурный мат, то есть ходит по нему, сидит, лежит и всячески разминает. Оч-чень популярная процедура.

Еще я освоил расположенный в главном здании «Флотационный танк». Там человека помещают в ванну с соляным раствором при температуре 36,6 градусов и гасят свет, то есть моделируется отключение всех ощущений и чувств: зрения, слуха, веса, осязания.

За рамками моего SPA-турне остались «черная» баня «Ша­ман­та­бхад­ра» и, разумеется, еще масса процедур по мытью, катанию и массажу, которых тут практикуют десятки. Кроме того, еще не открылась пятая парная – древнеиндейская войлочная (!!) «Тимескаль».

Теперь выводы. Очевидно, что Zen SPA Владимира Ряполова можно воспринимать и «употреблять» на двух разных уровнях. Если смотреть на дело поверхностно, то это фантастический, уникальный, возможно, лучший в мире банный комплекс. Уникальность тут достигается за счет сочетания восточных техник и западных технологий, с одной стороны, и древних славянских традиций плюс невероятной изобретательности самого Ряполова – с другой. Неудивительно, что книга почетных гостей «Баня Land» пестрит фотографиями и восторженными отзывами разных знаменитых людей.

Но можно подняться и на ступеньку выше (или, правильнее сказать, глубже...) и ввести чисто «физические» оздоровительные ритуалы в более широкий и одухотворенный контекст. В Zen SPA есть все условия для занятий йогой, медитации, и обстановка – визуальный и звуковой дизайн комплекса, природа вокруг, симпатичнейший персонал (в большинстве своем знакомый с практикой йоги и вообще, «не случайные» люди) – все к этому очень располагает. Скажем, каждое утро у меня начиналось с прогулки в горы с гидом-инструктором Ангелиной и занятий йоговской гимнастикой с видом то на окрестные заснеженные пики, то на древние языческие дольмены...

Уезжая (надеюсь, ненадолго) из Zen SPA в Красной Поляне, я написал в книге отзывов что-то возвышенно-цветистое, типа: «Здесь Восток встречает Запад, Искусство встречает Природу, а Тело встречает Душу...» Но, в общем-то, так оно и есть на самом деле.