Голосовой набор

Все, что связано с голосом, с детства вызывало у меня смущение. Я никогда не пела в школьном хоре, на уроках музыки едва могла выдавить из себя какие-то звуки, и учительница махнула на меня рукой. Несколько лет назад, начав вести занятия йогой, я посчитала своим большим достижением, что ученики элементарно слышат меня. Поэтому очень обрадовалась возможности пройти по заданию редакции тренинг по освобождению голоса «Говори свободно!». Об этом тренинге Ларисы Соловьевой я знала уже давно: объявление о нем впервые попалось мне лет десять или пятнадцать назад. С тех пор я собиралась на него пойти, но созрела только сейчас.

Голос и речь непосредственно связаны с пятой чакрой – вишудхой. Она как бы соединяет четыре нижние чакры и две верхние и отвечает за самовыражение человека, его творческую реализацию, вдохновение и перемены в жизни. Чем лучше развита вишудха-чакра, тем лучше человек различает свои внутренние импульсы. Осознавание эмоций и потребностей приводит к способности выбирать свои реакции, а не действовать бессознательно по привычке. А это и есть свобода. Поэтому освобождение голоса напрямую связано с освобождением личности.

Основа основ

На тренинге сразу же выяснилось, что работа предстоит серьезная. Овладение внутренними мышцами гортани, рта, челюсти и диафрагмы требует таких же осознанных усилий, как освоение асан в йоге. И как в йоге, совершенст­воваться здесь можно беконечно. Начали мы с осанки. Человека можно сравнить с музыкальным инструментом, например, с гитарой, где есть струны, образующие звук, и корпус, служащий резонаторной полостью. Для того, чтобы голос звучал свободно, полно, правильной осанкой нужно обеспечить ровную трубу для прохождения воздуха. Когда воздух затрагивает голосовые связки, образуется звук, резонаторными полостями для которого являются различные области тела: грудная клетка, пространство рта и головы, ограничиваемое черепом. Принципы выравнивания положения тела такие же, как в йоге: крестец нужно направлять вниз, все позвонки, включая шейный отдел, устремлять вверх, лопатки держать в плоскости спины. Первый шейный позвонок – атлант, нетипичный, он расположен на втором, тоже отличающемся от остальных по своему строению и имеющем зубовидный отросток, на который как бы надевается атлант. Такое соединение обеспечивает большую подвижность. Так вот, голова на атланте не должна заваливаться назад, а шея переламываться – это не дает звуку идти выше, он остается в горле и слышится зажатым, мускульным. Голова должна ощущаться свободно плавающей на атланте, как буй на воде.

Дышите – не дышите

Затем мы работали с дыханием, учились расслаблять диафрагму, позволяя ей на вдохах опускаться как можно ниже. Красивый полный звук идет не от горла, а от диафрагмы. Мне понравился призыв, звучащий на тренинге: «Отпустите кишки, желудок, мочевой пузырь!» Эта емкая фраза создает образ, от которого живот действительно расслабляется и позволяет воздуху войти. При этом дыхание не обязательно должно быть очень глубоким: в состоянии покоя и для коротких фраз достаточно буквально «рюмочки» воздуха. Особенность дыхания в речи состоит в том, что оно осуществляется через рот – через нос просто не успеть так быстро вдохнуть для продолжения фразы. Еще один полезный образ, делающий звук более полным: мы представляли, что на вдохе опускается вниз не только диафрагма, ограничивающая легкие снизу, но и воображаемая тазовая диафрагма. Извлекая звуки, мы визуализировали маленький пузырек воздуха на самом дне таза и представляли, что тазовая диафрагма, опускаясь, касается его и играет с ним. Таким образом, звук идет не от горла, а как бы от самого низа живота, становясь более полным, насыщенным.

Зевать по сторонам

В порядке эксперимента сглотните. Чувствуете, как гортань рефлекторно сжимается, основание языка поднимается вверх? Так происходит всякий раз, когда мы проглатываем пищу во время еды. А некоторые делают то же самое во время речи, да еще и стискивают челюсть, как будто что-то пережевывают. Нельзя говорить, как глотать! А теперь зевните. Обратите внимание, как расширяется и приятно расслабляется горло. Учась говорить по-новому, нужно всегда представлять этот зевок в горле. Жесткая челюсть говорит о накопленном и невыраженном гневе, а сжатое горло, часто сопровождающееся ощущением кома в горле, – следствие обиды, невозможности самовыражения. Бонус работы с этими мышцами состоит в том, что, расслабляя и отпуская их, мы освобождаемся от психологических причин, породивших эти зажимы. На тренинге, работая с нижней челюстью, мы раскрывали рот максимально широко, опуская челюсть вниз от самых челюстных суставов и представляя, что тянем вниз за шелковые шнуры, привязанные к углам нижней челюсти, как у марионетки.

Чтобы расширить горло, нужно научиться расслаблять язык. Часто мы неосознанно поднимаем корень языка, как при глотании, что ведет к напряжению. Язык должен быть расслаблен и лежать «ложечкой», касаясь передних нижних зубов. Углы рта при произнесении звуков не растягиваются в стороны, а идут друг к другу. Центр верхней губы тянется вниз, становясь похожим на хоботок, – это поднимает мягкое небо вверх. Все эти действия в комплексе расширяют горло и расслабляют его. Оказалось, не так-то просто овладеть этими навыками – не проще, чем втянуть головку бедренной кости передней ноги в Вирабхадрасане II!

Общественный резононс

Далее мы перешли к изучению явления резонирования. Характер произносимого определяет, какой резонатор будет использоваться, и наоборот. Самый нижний грудной резонатор позволяет получить низкие звуки. Его использование располагает к близкому, задушевному общению, интимности, сексуальности. Следующий – ротовой резонатор, более официальный. В нем звучит производственная речь, обращение начальника к подчиненным. Оратору на площади и артисту на сцене он обеспечивает «полетность» звука. Такой голос имеет призывный характер. Если же вы отдаете приказы, используя задушевный грудной резонатор, вряд ли кто-то побежит их исполнять. Следующий резонатор – зубной. Им хорошо пользуются женщины, по-женски выпрашивая что-либо. Есть и более высокие резонаторы – в области гайморовых пазух, альвеол и черепа. Они служат для выражения эмоций радости, счастья, восторга. В обычной речи чаще всего используются смешанные резонаторы.

Мы немного затронули дикцию, а также у каждого у частника было небольшое выступление, с последующим разбором ошибок. Но более подробно эти вопросы рассматриваются на второй части тренинга, потому что невозможно усвоить такое количество знаний за столь короткое время, да еще и закрепить их в теле. Здесь как в йоге – чем дальше, тем интересней, и нет предела этому процессу самопознания.

Лариса Владимировна Соловьева, создательница уникального тренинга по голосу и движению, поделилась с Yoga Journal своими соображениями о связи свободы голоса и свободы личности.

Студия Ларисы Соловьевой SREAKUP существует уже двадцать первый год. «Наша студия в этой области тренинговых услуг была первой, мы формировали все, от методики до временного формата и нашей аудитории, – рассказывает Лариса. – И когда все это было сформировано, рынок стал нас копировать. Но это всегда удел первых».

Давайте начнем с самого главного: что означает выражение «раскрыть голос»?

Скорее «освободить голос». Сам голосовой инструмент человека подобен музыкальному. Но если взять музыкальный инструмент – рояль или скрипку – к моменту, когда вы начинаете на нем играть, он полностью доведен до ума. У человека же в детстве голосовой инструмент находится в зачаточном состоянии и начинает использоваться, когда связки и резонаторные полости не развиты. То есть инструмент готовится и доводится до совершенства в процессе использования, причем в условиях не всегда для этого идеальных. Недолжная реакция на необходимость говорить зачастую его травмирует, не дает развиться. В животном мире этого не происходит, потому что у животных голосовой аппарат формируется под влиянием инстинкта. У нас же, у цивилизованных людей, инстинкт работает плохо, он размыт, на него нельзя полагаться. И получается, что необходимы сознание, культура и умение для того, чтобы достроить этот инструмент, если он в чем-то недостроен, или полностью вовлечь его в работу, если какая-то его часть незадействована. Системы организма у всех одинаковые – и психические, и телесные. И нужно содержать все это в идеальном состоянии.

Нет ли опасности, что после тренинга в голосе появится некая искусственность, театральность?

Я говорю о системах организма. Это психика, суставы и мышцы. Ваш и мой коммуникативный рече-голосовой инструмент зависит от хорошей работы этих составляющих, при чем же тут театральность? Как я уже сказала, природа не доводит этот инструмент до готовности – мы должны сделать это сами. Для того чтобы нас было слышно, над голосовыми складками у нас есть резонаторные полости, которые мы должны использовать так, чтобы все тело позволяло вибрациям попадать в эти места. А если тело искорежено неправильным сидением, неправильным слушанием и эмоциональными переживаниями, стиснуто и зажато, как вы узнаете, каков ваш инструмент, какова его природа, хорош он или плох? И уж, конечно, вы не сможете его использовать. Поэтому задача тренинга – прежде всего создать цельный образ себя, понять, из чего он состоит. А создав этот образ, начать доводить до должного уровня работу нужных мышц, суставов и психики, которая координирует работу сотен мышц. Это первый этап работы. Второй – соответственно, выступить перед аудиторией, исполнив то, что является наиболее важным и интересным для вас и других, донести свой опыт, знания, мечты, проекты. То есть суметь сыграть на этом инструменте так, чтобы мысль и тело жили в едином порыве.

В чем особенность работы с дыханием на вашем тренинге?

В мире есть очень много дыхательных систем, и у каждой свои цели. В йоге они одни, в тренировке речевого дыхания – другие. Нас интересует дыхание, способное превратиться в вибрации, которые будут усилены резонаторными полостями и скодированы губами и языком в звуки русского, английского, немецкого или любого другого языка. Причем это дыхание должно быть связано с постоянно меняющейся мыслью. Одна мысль может быть огромной, длинной: «Беесконееечный горизонт длииинных морскиииих вооооолн...» И тогда дыхание должно быть огромным. Другая может быть среднего размера, например, «Пришли ко мне, слава богу». Есть мысли совсем крошечные вроде «Ой». И все дело в том, что дыхание должно быть накрепко сцеплено с психикой, то есть любая мысль, звучащая в уме, должна быть подхвачена этим аппаратом. Поэтому от человека требуется исключительное умение управлять своими мышцами. Иногда мы это делаем не прямым, а окольным путем, при помощи воображения.

Как вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь?

Как мы все приходим к чему-то? Eсть дао, есть путь человеческий. В каждом существует этот божественный замысел, которого ты совершенно не понимаешь, будь тебе 17 или 50 лет. Но если ты относишься с уважением к этому внутреннему замыслу и не делаешь слишком резких движений, этот путь тебя куда-то приводит. Поэтому говорить о том, что я проделала огромную работу, чтобы прийти к тому, чем я занимаюсь сейчас, было бы некорректно. Но все же кое-что сделать мне пришлось: получить театральное образование, приобрести какие-то педагогические навыки, чтобы преподавать в ГИТИСе, пришлось поехать в Штаты на несколько лет, чтобы получить там сертификат по новым технологиям освобождения голоса. Методика Freeing Your Natural Voice – это не просто освобождение голоса, это освобождение человека. Стремление к свободе есть в каждом из нас. Но не каждый находит технику. Кому-то природа дает больше, и эти люди становятся лидерами.

Меня как актрису воспитала академическая школа, и в те годы я была очень зависима от драматургии. Когда рядом со мной был гениальный режиссер – я становилась гениальной актрисой, попадался середнячок – и я уже ничего не могла. Я искала свободы, хотела, чтобы все зависело от моих действий. Свободный человек – это тот, кто выбирает свои поступки, выбирает себя в реакциях.

Когда к нам приехала американка Кристин Линклейтер и за пять минут показала свой тренинг (несколько звуков, пару каких-то упражнений), я была потрясена, не знаю даже чем. Вот этим живым существованием человека. Я сразу же к ней подошла и сказала: «Кристин, я очень хочу к вам приехать, возьметесь ли вы меня учить?» Она меня похлопала по плечу: «Конечно, приезжай!» Но о какой поездке в Америку можно было говорить в то время? Да ни о какой! И самое потрясающее, что, несмотря ни на какие препятствия – ни на материальные трудности, ни на то, что я работала во МХАТе и в ГИТИСе, – меньше чем через полтора месяца я оказалась на воркшопе Кристин. Из России меня отпустили на три недели – вернулась я через три года. И самое потрясающее, что меня все дождались – и муж, и дети, и театр, и ГИТИС! Я проработала там еще два года и потом открыла свою студию. Как видите, я получила право выбирать свои реакции, свои действия, к которым я, оказывается, стремилась. Вот и все. Видимо, это и есть мой путь.

Как связана работа с голосом с освобождением личности?

Мой первый манифест, или слоган: «Освобождаешь голос – освобождаешь личность». И это именно так. Особенно это видно, когда у человека что-то случается, и в этом голосе он весь. Полно выражая себя через свой голос, человек создает определенную атмосферу вокруг, и люди начинают мыслить и чувствовать себя свободно. Просто побыв рядом с таким человеком, ощущаешь, как какие-то барьеры и рамки внутри тебя раздвигаются и рождаются новые реакции, движения, поступки. За это мы благодарим друг друга – за расширение пространства для мышления, самоосознания и самоощущения. Голос – это все. И именно поэтому, наверное, люди тянутся к такого рода техникам.

Руководитель студии SPEAKUP, создательница тренинга «Говори свободно!» Лариса Владимировна Соловьева более 20 лет проработала актрисой в театрах «Современник» и МХАТ, преподавала на кафедре сценической речи в ГИТИСе, в 1989 году по приглашению крупнейшего американского учебно-театрального центра Shakespere&Company поехала в США, где в течение трех лет под руководством Кристин Линклейтер изучала программы технологий освобождения голоса и движения для педагогов театральных школ. На сегодняшний день Лариса Соловьева является единственной в России обладательницей сертификата Кристин Линклейтер, дающего право на преподавание метода.

Ларисой Владимировной Соловьевой выпущены следующие книги: «Я научу вас говорить», «Говори свободно», перевод монографии Кристин Линклейтер «Освобождение голоса». В сентябре выходит новая книга «Дао голоса». Ознакомиться с методикой можно на сайте www.speak-up.ru.